Рецензия: «Джульетта» Педро Альмодовара

Рецензия: «Джульетта» Педро Альмодовара
Кадр из фильма "Джульетта"

Если действие последнего фильма Педро Альмодова «Я очень возбужден» происходило на высоте — в прямом смысле этого слова — в салоне терпящего бедствие самолета, то в новой картине «Джульетта» испанец в прямом смысле спускается на землю. Основанная на трех рассказах нобелевского лауреата Элис Манро лента следует канонам испанской классики, где герои сначала влюбляются, заводят детей, а в конце теряют все, что им дорого.

Фильм громко заявил о себе на последнем Каннском фестивале, что неудивительно, ведь, помимо имени режиссера и предлагаемых им милых бонусов в виде обращений к к своим же «женским» картинам вроде «Все о моей матери», здесь есть и отличный каст, и хорошо читаемые отсылки к миру искусства и кино.

Впрочем, придирчивый зритель отметит и неровности сценария, и ружья на стенах, которые так и не выстрелили, и не всегда объяснимую мотивацию поступков персонажей. И эту солянку из знакомых приемов, уже не раз использованных мастером, можно было бы деликатно назвать творческой манерой, если бы не отсутствие новизны и страсти, а значит, и настроения.

Сюжет сам по себе — классическая мелодрама, в которой размеренная жизнь настоящего разбивается о тайны прошлого. Заглавной героине (Эмма Суарес) чуть за сорок, и она собирается, оставив свою роскошную мадридскую квартиру, перебраться в Лиссабон вместе с любовником Лоренцо (Дарио Грандинетти).

Но в один прекрасный день сталкивается с бывшей школьной подругой своей дочери Аниты, и та рассказывает, что отправляется на озеро Комо, где, возможно, встретится с ней. Тут выясняется, что девушка сбежала из дома, когда ей исполнилось восемнадцать, попала в религиозную секту и много лет не подавала о себе никаких вестей (Джульетта даже нанимала частного детектива, но тот так и не смог ее найти). Переезд в Португалию отменяется. Вместо этого героиня снимает квартиру в доме, где когда-то жила с дочкой, и принимается писать той письма, из которых, собственно, и становится понятно, как все дошли до жизни такой.

Все началось в поезде, едущем мимо заваленных снегом испанских деревень (поистине хичкоковская атмосфера), где юная Джульетта (Адриана Угарте) знакомится с Хоаном (Даниэль Грао) — крепким галисийским рыбаком, тот принимается жаловаться на непонимание жены, впрочем, причина, скорее всего, в том, что супруга находится в коме. Устоять невозможно.

Некоторое время спустя, приехав к нему, Джульетта попадает на похороны супруги. Несмотря на довольно холодный прием со стороны экономки Марины (еще одна любимица Альмодовара Росси де Пальма предстает в странном парике из африканских косичек), сам вдовец встречает юную гостью куда более тепло, правда, тут же вертится и бывшая любовница, местный скульптор Ава (Инма Куэста). Однако это явно не мешает Джульетте и Хоану воспитывать их общую дочь —  Антию.

Небольшой передышкой между двумя актами драмы становится экскурс в историю отношений героини с ее собственными родителями, впрочем, конфликт поколений затронут лишь по касательной, все словно замирает в ожидании большой трагедии.

Заявленный драматический конфликт предполагает поистине шекспировские страсти, однако по мере просмотра остаются лишь вопросы: например, почему одна из главных сюжетных линий — отношения матери и дочери — дана весьма схематично. Одни разговоры, которые мало отражаются на картинке. И даже последнее объяснение, которое должно было стать кульминацией сюжета, разрешить конфликт, оставляет чувство легкого недоумения: и это все?

Даже самые неудачные фильмы Альмодовара представляли собой причудливую смесь цитат и отсылок, характеризующих своеобразные культурные вкусы мастера. Здесь же все эти аллюзии кажутся какими-то небрежными, притянутыми за уши. Удивительно аскетичное музыкальное оформление Альберто Иглесиаса, великолепно проработанная картинка от художника-постановщика Жан-Клода Лерье — все должно было создать аудиовизуальное единство. Но этого почему-то не происходит. И как вишенка на торте — финал — непоследовательный и нелогичный…

«Джульетта» (JulIeta) / Испания, 99 мин. Режиссер: Педро Альмодовар. В ролях: Адриана Угарте, Росси де Пальма, Мишель Хеннер, Инма Куэста, Эмма Суарес, Даниэль Грао, Дарио Грандинетти, Натали Поса, Агустин Альмодовар, Пилар Кастро. В прокате с 4 августа (Capella Film)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus