Рецензия: «Единичка» с Андреем Мерзликиным

Рецензия: «Единичка» с Андреем Мерзликиным
Кадр из фильма «Единичка»

Август 1944 года. Советские войска освобождают Польшу. Только что прибывший на фронт лейтенант Егоров получает приказ: взять под командование артиллерийское подразделение, занять стратегически важную позицию и во что бы то ни стало удержать мост, который должен стать местом переправы основных военных сил.

Над мостом возвышается древний монастырь, где укрылась чудом выжившая после налета роты СС монашка с группой глухих сирот. Егоров понимает, что его задача резко усложняется, — ведь теперь он должен печься о здоровье не только своих солдат…

Авторы картин, поставленных на основе исторического материала, в ответ на упреки в искажении реальных фактов обычно отмахиваются: мол, у нас художественный фильм, а не документальный — имеем право на некоторые допущения. У режиссера «Единички» Кирилла Белевича необходимости отбиваться от атак специалистов по истории Второй мировой нет никакой.

Фильм снят по мотивам повести Александра Николаева «Мы все, не считая детей», которая в свою очередь описывает события, пережитые писателем-фронтовиком на войне. В кадре настоящий польский замок, поляки играют поляков (и дети на самом деле глухие!), немцы — немцев. Танки, артиллерийские орудия, машины — все аутентичное. В конце концов, на площадке работал военный консультант, на чем у нас, как известно, тоже нередко экономят.

Впрочем, в погоне за скрупулезным следованием реалиям можно легко уйти в псевдодокументалистику — сухую и отстраненную. Белевич же, наоборот, умело заставляет зрителей сопереживать его героям, используя подчас пусть и прямолинейные, как выстрел в упор из артиллерийского орудия, но совершенно беспроигрышные приемы. Чего стоит хотя бы само появление в сюжете горстки испуганных маленьких глухонемых сирот! Надо быть бесчувственным пнем, чтобы остаться равнодушным к их судьбе.

Неудивительно, что во время омской премьеры картины на закрытии фестиваля «Движение» одна пожилая зрительница от переживаний упала в обморок, а уже в финале несколько расчувствовавшихся дам даже не плакали — рыдали в голос. И их реакция совершенно не казалась чем-то противоестественным. Конечно, это не «Хатико», но и у суровых мужчин глаза были на мокром месте. Зал аплодировал фильму стоя в течение пяти минут.

Нельзя не отметить и то, что созданная к 70-летию Победы «Единичка» — кино идеологически правильное и актуальное. В малочисленном армейском подразделении царит полнейший интернационал, и первое же некорректное слово (позже выяснилось, оно таковым лишь показалось) в адрес выходца из Средней Азии было немедленно осуждено бдительным командиром. «Наши» — все без исключения герои положительные, и даже неотесанный персонаж Михаила Евланова в итоге оказывается молодцом.

Кстати, актерские работы производят самое разное впечатление. Если опытные артисты — тот же Евланов и Андрей Мерзликин в роли политрука — как всегда, точны и без труда отработали свой хлеб, даром что образы им достались хорошо знакомые, то их «необстрелянных» коллег — Илью Коробко и Арину Борисову — просто распирает от старательности. Остается уговаривать себя, что, возможно, так и надо было играть комсомольцев 1940-х — чистых, истово веривших во все, что им внушали, и готовых не задумываясь отдать жизнь ради победы.

В этой связи крайне сложно адекватно оценивать игру польской актрисы Анны Прус: с одной стороны, роль монашки Евы, в общем, достаточно декоративная, с другой — актриса просто ослепительно хороша. И если Прус, безоговорочно, одно из главных украшений картины, то музыка, звучащая за кадром, — скорее наоборот. Она выспренна, навязчива, и ее слишком много.

Кажется, создатели «Единички» не были уверены, что зритель считает все эмоциональные посылы, и решили усилить их мелодически. К счастью, этого недостаточно, чтобы испортить впечатление от просмотра.

«Единичка» / Россия, 2015 г., 110 мин. / Режиссер: Кирилл Белевич / В ролях: Андрей Мерзликин, Илья Коробко, Анна Прус, Арина Борисова, Михаил Евланов, Александр Вершинин. В прокате с 11 июня («Кинологистика»)

Материалы по теме

  • Битва за пределами звезд: Как создавались «Звездные войны»

    24 мая 2012 / Денис Данилов

    В отличие от истории, фантастика обожает сослагательные наклонения. Что, если бы вы могли вернуться на тридцать лет назад и подружиться с собственными родителями? Ваше появление на свет оказалось бы под угрозой. Что, если бы ученые воскресили динозавров? Рептилии бросили бы вызов человечеству. Что, если бы голливудские студии влюбились в режиссерский дебют Джорджа Лукаса? Кинематограф, каким мы его знаем, просто перестал бы существовать!

    Комментировать
  • Колин Фаррелл представит «Вспомнить все» в Москве

    30 июля 2012 / Денис Данилов

    Исполнитель главной роли в новом прочтении фантастического боевика «Вспомнить все» посетит московскую премьеру фильма Лена Уайзмена.

    Комментировать
  • Рецензия: «Призрак» с Федором Бондарчуком

    27 марта 2015 / Дмитрий Осташевский

    Семейная комедия, в которой бесплотная тень Бондарчука бьется над почти гамлетовским «взлетит иль не взлетит…»

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора