Рецензия: «Это всего лишь конец света» с Марион Котийяр и Венсаном Касселем

Рецензия: «Это всего лишь конец света» с Марион Котийяр и Венсаном Касселем
Кадр из фильма "Это всего лишь конец света"

Карьера «канадского вундеркинда» Ксавье Долана, которого теперь для верности принято называть «бывшим» — все-таки парню уже стукнуло 27 лет! — до недавнего времени складывалась волшебным образом.

Дебютный фильм 20-летнего режиссера в 2009 году сразу же привечает Каннский фестиваль, и вуаля: отныне Долан ежегодно появляется с новыми проектами то на одном, то на другом крупном киносмотре и под аплодисменты увозит с собой очередной приз.

История повторялась из года в год: до премьеры «Конца света» в Каннах-2016. Нет, Гран-при Долан все-таки увез, но критика, некогда превозносившая его до небес, впервые приняла работу прохладно, хотя на сей раз вместо малоизвестных канадских актеров режиссер ангажировал исключительно французских звезд первой величины — этакий сборный краснознаменный ансамбль песни и пляски имени Марианны.

Главный герой фильма, молодой драматург Луи (Гаспар Ульель), возвращается на родину во французскую провинцию после 12-летнего отсутствия, за время которого, судя по всему, успел сделать блестящую карьеру где-то на чужбине. Родным он исправно посылал открытки, формальные поздравления с праздниками: хоть это были всего лишь маленькие записки, зато он не пропускал важных дат.

Прошлое очерчено лишь в неясных флешбэках, сопровождаемых самой бесстыжей поп-музыкой, которая, кажется, одна только и обладает неотчуждаемым свойством мгновенно пробуждать воспоминания. Родственники давно стали ему чужими, но приходится совершать очередную формальную миссию, чтобы сообщить о смертельной болезни.

Фильм поставлен по пьесе французского драматурга Жан-Люка Лагарса, умершего от СПИДа в 1995-м. Сначала кажется, что его материал Долан использует,  чтобы со свойственным юности нигилизмом развенчать замшелые ценности буржуазной семьи, где никто никому не родной и домочадцы, живущие под одной крышей, терпят друг друга из последних сил.

Эксцентричная мать (Натали Бай), разодетая с утра как на премьеру, ведет себя словно вздорная отставная прима, забалтывая присутствующих до звона в ушах. Старший брат-грубиян Антуан (Венсан Кассель) специально позволяет своей жене-наседке Катрин (Марион Котийяр) монотонно хвалиться отпрысками, чтобы потом грубо ее оборвать.

Не забывает он прикрикнуть и на младшую сестру Сюзанну (Леа Сейду), пока та смотрит на внезапно свалившегося в семейный курятник Луи как на небожителя. Но против ожиданий изломанный интеллектуал — каким герой выглядит в чуждой ему среде — вовсе не кичится своим превосходством над деревенской родней. Сбивчивый лепет невестки, позерство матери и то, как сестра огрызается на хамство старшего родственника, — все это его скорее трогает.

С ним вообще происходит нечто странное из разряда «шел в комнату — попал в другую»: вместо того чтобы в последний раз отметиться у родни и навсегда закрыть за собой дверь, он ее открывает. И видит, что его окружают сложные люди — до боли знакомые и в то же время непостижимые.

Пьеса Лагарса, построенная на бесконечных монологах, смотрелась бы на экране невыносимо театрально, если бы Долан планомерно не разрушал четвертую стену, снимая актеров крупными планами и искусно аранжируя действие так, чтобы взгляд персонажа и зрителя совпал. И здесь нет ничего от социальной сатиры: много ругани, воплей и слез, но на поверку — сплошная любовь.

Герой все ждет подходящего момента, чтобы официально объявить о своей болезни. Но этот разговор оказывается ненужным: люди, которых он считал чужими, понимают его лучше, чем кто бы то ни было. Возможно, именно этот «слишком простой», не сатирический, но гуманистический посыл так не понравился искушенной фестивальной критике. Но произвел сильное впечатление на каннское жюри.

«Это всего лишь конец света» (Juste Laf In Du Monde) / Канада-Франция, 2016 г., 95 мин. Режиссер: Ксавье Долан. В ролях: Гаспар Ульель, Натали Бай, Марион Котийяр, Венсан Кассель, Леа Сейду, Артур Куиллар, Стефан Дюбо, Ульяна Добровская. В прокате с 20 октября (A-One Films)

Материалы по теме

  • Девушка и зверь

    30 марта 2014 / Алиса Амблар

    Обозреватель THR нашел связь между нашим феминистским временем и классической патриархальной сказкой. Эта связь – безудержная страсть к животной мужской силе.

    Комментировать
  • Леа Сейду предложили роль в «Гамбите»

    25 августа 2015 / Редакция THR Russia

    Звезда «Жизни Адель» присоединится к Ченнингу Татуму на съемках супергеройского боевика.

    Комментировать
  • Китайским зрителям стало плохо от «Джейсона Борна» в 3D

    26 августа 2016 / Патрик Бжески

    Компания Universal предоставила в китайский прокат эксклюзивную версию фильма Пола Гринграса, которая не пришлась по душе поклонникам франшизы.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus