Рецензия: «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota»

Рецензия: «Как поднять миллион. Исповедь Z@drota»
Кадр из фильма "Как поднять миллион. Исповедь Z@drota"

Книга Дмитрия Шахова «Исповедь Z@drota», в которую вошли собранные за 20 лет откровения российских подростков о взрослении, сексе и попытках начать собственный бизнес, стала несколько лет назад в Интернете настоящим хитом. Позднее она обрела бумажное издание с вынесенной на обложку цитатой Павла Санаева, и ее киноверсия уже казалась просто вопросом времени.

Взявшийся за экранизацию повести Клим Шипенко — один из немногих в нашей стране молодых режиссеров, которые упорно пытаются работать на поле приключенческого  жанрового кино (хотя жанровые каноны, изученные по голливудской классике, неизбежно трещат по швам, соприкоснувшись с отечественным материалом).

Главные герои его новой картины — подростки Женя (Виктор Грудев) и Коля (Дмитрий Калязин), которые ищут способы вырваться из болотца провинциального городка. Еще в школе они учатся зарабатывать на порно-трафике в Интернете, после осваивают более крупные формы ведения бизнеса. По ходу действия персонажи расстаются с невинностью, заводят детей, сводят опасное знакомство с лучезарным мэром Петровичем (Михаил Ефремов) и нанимаются пиарить национальный планшет «Е-бук», созданный еще более опасным олигархом (Виталий Кищенко).

Если книжка Шахова с точки зрения жанровой принадлежности была скорее романом взросления, то при переходе на киноэкран эта история превратилась в нечто среднее между русским вариантом айти-драмы (в духе «Социальной сети») и провинциальной версией второго «Духless».

С фильмом Дэвида Финчера и Аарона Соркина «Исповедь» роднит драматургическая формула. В обеих картинах мы наблюдаем за историей успеха, которая звучит из уст одного из участников событий и потому обладает не вполне предсказуемым финалом. А вот параллели с сиквелом «Духless» получились, судя по всему, незапланированными — в тот момент, когда Шипенко снимал свой фильм, вторую часть саги «о ненастоящем человеке» еще готовили для проката.

Однако в том, что герои обеих картин, пытаясь заработать побольше денег, приходят к одному и тому же выводу: необходимо бороться с коррупцией! — есть и ирония,
и некий сакральный смысл. Причем «Исповедь» работает на этом поприще даже выразительнее, чем прошлогодний блокбастер, куда влили гораздо больший бюджет и привлекли лучшие лица отечественного кинематографа.

Вариант Шипенко более схематичный. В нем фокус — не на медийных лицах, да и не на лицах совсем, а на сути самой истории. Хотя актерские работы, формирующие в картине второй план, выглядят более чем достойно. Помимо Ефремова и Кищенко, это и Соня Карпунина (жена режиссера. — THR) — первая в нашем кино актриса после Оксаны Акиньшиной, которая обладает какой-то сияющей непосредственностью.

Все работы Клима Шипенко, начиная с его полнометражного дебюта «Непрощенные» (2009),  производят двойственное впечатление. Он выстраивает каждую сцену почти безупречно — не по-здешнему тщательно с точки зрения механики и моторики. Однако персонажи, населяющие его картины, выглядят не правдоподобными бандитами или бизнесменами, а заплутавшими героями Гая Ричи и Квентина Тарантино, которые не вполне понимают, где они оказались.

В «Исповеди Z@drota» все немного иначе. Одно из ключевых достоинств этой картины заключается в том, что ее герои совершенно узнаваемы. Важно и то, что, в отличие от традиционных авторских фильмов о русской жизни, «Исповедь» собирает нашу современность не из длинных тоскливых планов и рассуждений о бессмысленности существования, а из бойких и чуть гротескных анекдотов и аттракционов.

Создатели «Исповеди Z@drota» наглядно демонстрируют, что говорить о серьезных и важных проблемах нашей жизни можно не только через тоску и истерику. Тот факт, что подобных фильмов в России становится больше, — положительная, вне всяких сомнений, тенденция. Ну а то, что нам пока не дано дотянуться до уровня Дэвида Финчера, — далеко не самая сенсационная новость.

«Как поднять миллион. Исповедь Z@drota» / Россия, 2015 г., 95 мин. Режиссер: Клим Шипенко. В ролях: Виктор Грудев, Дмитрий Калязин, Соня Карпунина, Анастасия Акатова, Николай Амосов, Александр Самойленко, Лидия Байрашевская, Михаил Бабичев, Любовь Толкалина, Михаил Довженко. В прокате с 10 марта (Cinema Prestige)

 

 

 

 

 

 

 

Материалы по теме

  • Объявлены лауреаты кинофестиваля дебютов «Движение». Фоторепортаж

    27 апреля 2015 / Редакция THR Russia

    Церемонию закрытия посетили Андрей Мерзликин, Виктория Исакова, Юлия Снигирь, Виктория Толстоганова, Дарья Екамасова, Юлия Ауг, Егор Корешков, Юрий Быков, Анна Меликян, а также другие знаменитые гости и участники фестиваля.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора