Рецензия: «Конец прекрасной эпохи» с Иваном Колесниковым и Светланой Ходченковой

Рецензия: «Конец прекрасной эпохи» с Иваном Колесниковым и Светланой Ходченковой
Кадр из фильма "Конец прекрасной эпохи"

У хорошей литературы (как и у остального искусства) нет срока годности, но есть срок выдержки. Сергей Донатович Довлатов умер 25 лет назад, в 1990-м, — всего за год до того, как перестала существовать страна, из которой он бежал, и появилась та,  в которой мы живем сейчас. За четверть века книги Довлатова неоднократно  удостаивались театральных интерпретаций, а вот экранизация (и то довольно сомнительная) случилась всего одна — «Комедия строгого режима» 1992 года.

Выглядит это тем более странно, если учесть, что в конце прошлого века переизданный без купюр Довлатов пользовался огромной популярностью. Не меньшей, чем, скажем, Виктор Пелевин. Но, как и в случае с пелевинским Generation «П», ироничная довлатовская проза слишком точно отражала эпоху, события которой еще не успели окончательно уйти в прошлое.

Сейчас, по всей вероятности, прошло достаточно времени: Герман-мл. собирается с силами и мыслями, готовясь к съемкам байопика Сергея Донатовича, а Станислав Говорухин выпускает на экраны фильм «Конец прекрасной эпохи» — вольную экранизацию сборника «Компромисс», посвященного работе автора в эстонской газете.

Время действия — середина 60-х. Ленинградский журналист Андрей Лентулов теряет работу из-за своего не в меру вольнодумного характера. Но главный редактор «Эстонской правды» тут же соглашается взять над ним шефство. Прямо за рюмкой герои ударяют по рукам и отправляются в Таллин, где Лентулову предстоит зажигательно писать о надоях и следить за тем, как в роддоме появляется на свет 400-тысячный житель эстонской столицы. Ну а в свободное от работы время герой, будучи человеком пьющим, заведет знакомства в диссидентской среде и несколько мимолетных романов.

После премьерного показа «Конца прекрасной эпохи», который состоялся на «Кинотавре», зрители успели упрекнуть Говорухина в том, что он подошел к экранизации чересчур осторожно. В картину действительно не попали новеллы, посвященные трагикомическим похоронам с перепутыванием гробов и слету бывших узников фашистских лагерей, которым есть что вспомнить и о ГУЛАГе. Произошло это, впрочем, вовсе не из-за внутренней цензуры, а из-за необходимости сохранить цельный режиссерский замысел.

В интервью, которые предшествовали выходу фильма, Станислав Сергеевич подробно объяснял, что, во-первых, совершенно не стремился актуализировать Довлатова и проводить аналогии с нашим неспокойным временем, а во-вторых, вообще снимал кино не для столичного зрителя. «Конец прекрасной эпохи» с его плавными планами действительно выглядит подчеркнуто старомодным. Цифровая картинка в этом фильме максимально приближена к мягкой монохромности шестидесятнического  кино, кадры выстроены крайне затейливо, но без намерения запутать зрителя.

Иными словами, «Конец прекрасной эпохи» при его малом бюджете (о котором Говорухин тоже неоднократно говорил в интервью) — предмет штучной выделки. После картины Weekend (вольного ремейка «Лифта на эшафот») режиссера  практически  списали в отставные, но его новая работа, бесспорно, доказывает, что произошло это преждевременно.

Говорухин работает по старым и куда более высоким стандартам на всех уровнях, включая подбор актеров, —  «Конец прекрасной эпохи» едва ли не самый убедительный ретрофильм из множества, вышедших в последние годы и на телевидении, и в кино. Другое дело, что режиссер сознательно отказывается «продавать» свою картину и громким заявлениям предпочитает разговор вполголоса — вполне, кстати, в духе довлатовской прозы.

Следствием этого, к сожалению, станут пустые залы и скорый уход фильма с больших экранов. На телевидении, впрочем, «Концу прекрасной эпохи» наверняка уготована долгая счастливая жизнь.

«Конец прекрасной эпохи» / Россия, 2014 г. Режиссер: Станислав Говорухин. В ролях: Иван Колесников, Сергей Гармаш, Федор Добронравов, Дмитрий Астрахан, Юлиан Макаров, Лембит Ульфсак, Александра Нижегородова, Юлия Тройникова, Тыну Карк, Сергей Епишев. В прокате с 1 октября («Люксор»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus