Рецензия: «Лицо» Малгожаты Шумовской

Рецензия: «Лицо» Малгожаты Шумовской

Молодой парень Яцек (Матеуш Косцюкевич) живет полной жизнью: у него красавица-девушка (Малгожата Гороль), хорошая работа на строительстве самой большой статуи Христа в мире, большая любовь к тяжелой музыке и планы по переезду за границу. Привычную жизнь портит несчастный случай, в результате которого Яцеку приходится перенести сложнейшую операцию по пересадке лица, и это кардинально меняет его жизнь. Вместо длинноволосого красавца, которого любят все, окружающие видят теперь безобразного монстра, не способного толком говорить. А стройка тем временем продолжается уже без Яцека.

В основу фильма легло две реально произошедших истории: пересадка лица рабочему, пострадавшему на кирпичном заводе, и возведение самой высокой статуи Иисуса, названной в итоге статуей Христа Царя. Как нередко случается, обе они стали лишь отправными точками для Малгожаты Шумовской, а сам сюжет фильма пошел совсем в другом направлении.

Вернувшийся Яцек сталкивается с ужасным непониманием окружающих: кто-то в нем видит чуть ли не национального героя, в то время как близкие в большинстве своем попросту не узнают прежнего парня за новым лицом. Не сказать, что его и раньше принимали так уж хорошо: особо набожные родные и знакомые и раньше в металисте видели сатаниста, а теперь даже родная мать считает, что в ребенка вселился демон и за лицом скрывается кто-то совсем другой. Чуть ли не единственный просвет во всем этом — сестра Яцека (Агнешка Подсядлик), которая продолжает любить брата и заботиться о нем, несмотря ни на что.

История Яцека в своей сути — о лицемерии, как бы смешно применительно к фильму это ни звучало. Шумовска рассуждает о том, насколько внешность человека влияет на то, как его воспринимают окружающие, и результат совсем не в пользу последних. И, как и полагается в подобных фильмах, ответа на вечный вопрос «что делать?» зритель не получит — искать придется самостоятельно.

Нельзя сказать, что при этом «Лицо» ступает по какой-то неизведанной территории: сюжет не блещет оригинальностью, хотя и довольно ладно скроен. Зато на себя обращает внимание серая действительность, местами до боли напоминающая русскую глубинку: те же проблемы, те же повадки и даже природа почти та же. Разве что говорят на другом языке, но это ведь и не настолько важно. Шумовска еще и проходится по религии: как в истории со статуей, так и в моментах с самим Яцеком.

Несмотря на удивительный случай пересадки лица, картина удерживается на удивительно бытовом уровне: герои живут совершенно обыкновенными жизнями, и инвалидность можно было бы и убрать из сюжета, не будь она столь эффективной иллюстрацией мыслей режиссера. А окончательно не скатиться в довольно незаметное произведение позволяет интересная работа с кадром — за что отдельное спасибо Михалу Энглерту. Он мастерски заигрывает с фокусировкой и «грязью» на пленке, создавая особенное настроение в фильме.

«Лицо» как-то очень тихо говорит о затрагиваемых темах, в лучшие свои моменты напоминая менее смелую версию фильмов Андрея Звягинцева. Малгожату, впрочем, любят, и «Лицу» на недавно прошедшем Берлинском фестивале даже вручили гран-при жюри. Видимо, не всегда так уж необходимо о волнующих вещах говорить с надрывом и страстью, и иногда достаточно просто высказаться вполголоса.

«Лицо» в в российском прокате — с 26 апреля 2018 года.

Материалы по теме

  • Ингеборга Дапкунайте в спектакле «Цирк»

    16 мая 2017 / Эвелина Гурецкая

    Музыкальная комедии «Цирк» Григория Александрова, один из культовых фильмов советского кинематографа, обрел новую жизнь, причем на театральной сцене.

    Комментировать
  • Рецензия: «Миссия невыполнима: Последствия» с Томом Крузом

    26 июля 2018 / Григорий Черагин

    Уже шестая бодрая и эмоциональная часть классического боевика про Итана Ханта.

    Комментировать
  • Рецензия: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала

    19 октября 2018 / Сергей Сергиенко

    Слоны не то, чем кажутся.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus