- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Лицо» Малгожаты ШумовскойРецензия: «Лицо» Малгожаты Шумовской
Сергей СергиенкоВполголоса, тихонько и робко о важном.Молодой парень Яцек (Матеуш Косцюкевич) живет полной жизнью: у него красавица-девушка (Малгожата Гороль), хорошая работа на строительстве самой большой статуи Христа в мире, большая любовь к тяжелой музыке и планы по переезду за границу. Привычную жизнь портит несчастный случай, в результате которого Яцеку приходится перенести сложнейшую операцию по пересадке лица, и это кардинально меняет его жизнь. Вместо длинноволосого красавца, которого любят все, окружающие видят теперь безобразного монстра, не способного толком говорить. А стройка тем временем продолжается уже без Яцека.
В основу фильма легло две реально произошедших истории: пересадка лица рабочему, пострадавшему на кирпичном заводе, и возведение самой высокой статуи Иисуса, названной в итоге статуей Христа Царя. Как нередко случается, обе они стали лишь отправными точками для Малгожаты Шумовской, а сам сюжет фильма пошел совсем в другом направлении.
Вернувшийся Яцек сталкивается с ужасным непониманием окружающих: кто-то в нем видит чуть ли не национального героя, в то время как близкие в большинстве своем попросту не узнают прежнего парня за новым лицом. Не сказать, что его и раньше принимали так уж хорошо: особо набожные родные и знакомые и раньше в металисте видели сатаниста, а теперь даже родная мать считает, что в ребенка вселился демон и за лицом скрывается кто-то совсем другой. Чуть ли не единственный просвет во всем этом — сестра Яцека (Агнешка Подсядлик), которая продолжает любить брата и заботиться о нем, несмотря ни на что.
История Яцека в своей сути — о лицемерии, как бы смешно применительно к фильму это ни звучало. Шумовска рассуждает о том, насколько внешность человека влияет на то, как его воспринимают окружающие, и результат совсем не в пользу последних. И, как и полагается в подобных фильмах, ответа на вечный вопрос «что делать?» зритель не получит — искать придется самостоятельно.
Нельзя сказать, что при этом «Лицо» ступает по какой-то неизведанной территории: сюжет не блещет оригинальностью, хотя и довольно ладно скроен. Зато на себя обращает внимание серая действительность, местами до боли напоминающая русскую глубинку: те же проблемы, те же повадки и даже природа почти та же. Разве что говорят на другом языке, но это ведь и не настолько важно. Шумовска еще и проходится по религии: как в истории со статуей, так и в моментах с самим Яцеком.
Несмотря на удивительный случай пересадки лица, картина удерживается на удивительно бытовом уровне: герои живут совершенно обыкновенными жизнями, и инвалидность можно было бы и убрать из сюжета, не будь она столь эффективной иллюстрацией мыслей режиссера. А окончательно не скатиться в довольно незаметное произведение позволяет интересная работа с кадром — за что отдельное спасибо Михалу Энглерту. Он мастерски заигрывает с фокусировкой и «грязью» на пленке, создавая особенное настроение в фильме.
«Лицо» как-то очень тихо говорит о затрагиваемых темах, в лучшие свои моменты напоминая менее смелую версию фильмов Андрея Звягинцева. Малгожату, впрочем, любят, и «Лицу» на недавно прошедшем Берлинском фестивале даже вручили гран-при жюри. Видимо, не всегда так уж необходимо о волнующих вещах говорить с надрывом и страстью, и иногда достаточно просто высказаться вполголоса.
«Лицо» в в российском прокате — с 26 апреля 2018 года.
Материалы по теме
Рецензия: «Повар на колесах»
05 июня 2014 / Джон ДеФорРежиссер «Железного человека» снял трагикомедию с неузнаваемой Скарлетт Йоханссон и самим собой в роли повара.
КомментироватьРецензия: «Разбуди меня» с Константином Лавроненко
31 марта 2017 / Ярослав ЗабалуевХорошее российское жанровое кино, снятое французским режиссером.
Богомолов и пустота
09 октября 2017 / Эвелина ГурецкаяКонстантин Богомолов поставил спектакль «Волшебная гора» по роману Томаса Манна, где романа практически нет.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: