Рецензия: «Мамарош»

Рецензия: «Мамарош»

Название картины «Мамарош» можно условно перевести как «Маменькин сынок». В титрах этой по сути сербской ленты, снятой совместно с Германией и Венгрией, значатся десятки европейских и американских организаций, которые внесли свой вклад в ее создание. Это не случайно. Не ошибусь, если скажу, что в фильме звучит голос совести — так западные страны косвенно откупаются от последствий бомбардировок Белграда, проведенных самолетами НАТО в 1999 году.

Герой фильма — скромный и застенчивый киноман. Его вполне устраивает компания любящей мамы. Комментируя за кадром свою историю, он сам себя называет трусом, и эта ироничная характеристика в данном случае принципиально важна, поскольку он (в прямом и в переносном смысле) оказывается втянутым в водоворот событий, последовавших за войной НАТО против Югославии.

Только вместо военной драмы нам предлагается серия гротесковых эпизодов, скорее комических, чем трагических, напоминающих по интонации лучшие фильмы Эмира Кустурицы. И это тоже не случайно: режиссер картины Момчило Мрдакович работал над классической лентой Кустурицы «Андеграунд», и в «Мамароше» отчетливо просматриваются автобиографические мотивы.

Фильм начинается с детских воспоминаний героя: маленького Перу обижали даже девочки, и он мог найти спасение только в объятиях мамы Мары. Повзрослев, он остается под бдительным материнским контролем и находит свое счастье в профессии киномеханика. Так режиссер вплетает в картину могучую традицию ностальгии по старому доброму кино, представленную такими классиками, как американец Питер Богданович («Последний киносеанс») и итальянец Джузеппе Торнаторе («Новый кинотеатр «Парадизо»).

Далее в повествование вторгается большая история — начинаются натовские бомбардировки, и герои бегут куда глаза глядят. Движущей силой сюжета опять оказывается уже пожилая мама в блестящем исполнении Миры Баняц, толкающая своего по-прежнему застенчивого сына (Драган Бьелогрлич) на комические подвиги в попытках то получить датскую визу, то вырваться из Будапешта, то прорваться в заветный Нью-Йорк.

Поток сюрреалистического комизма обрушивается на зрителя в эпизодах жизни сербов в интеллектуальной столице США. Так, произошедшее на американской границе по прилету в Нью-Йорк столкновение с могучим инспектором оборачивается гэгом, достойным Мака Сеннета и Бастера Китона.

Далее по всем пунктам: друг-таксист и его огромная семья с бесконечным множеством не своих детей, подвал без туалета, в котором находят пристанище мама и сын, побег от родственников жены друга путем пробивания стены в подвал соседей и, наконец, «триумфальное» обретение оплачиваемой работы — все это создает впечатляющий фантасмагорический образ заокеанского «счастья».

Но, оказавшись на новом рабочем месте, наш киномеханик понимает, что здесь-то счастья точно нет: его окружает неизвестное ему цифровое оборудование, успевшее сменить традиционные кинопроекторы за время его мытарств…

Спасет положение свалка во дворе, куда и была выброшена устаревшая техника — именно она станет основой возвращения в рай. В финальных эпизодах многочисленные дети жены таксиста с восторгом смотрят… «Веселых ребят» Григория Александрова и восхищаются коровами с пастухом — Леонидом Утесовым. Так режиссер отдает дань сформировавшему его в Югославии советскому кино.

Старая аппаратура успешно превращена в передвижку, возвращающую зрителю магию подлинного кинозрелища, переносимого с пленки на полотно большого экрана, а «Мамарош» продолжает победное шествие по экранам мира, которое началось в конкурсах Московского международного кинофестиваля, куда режиссер приезжал, конечно же, в сопровождении своей мамы — именно она вдохновила его на создание этого незаурядного произведения.

Премьера 3 апреля

Материалы по теме

  • История спасения Николая Хомерики, фестивальный опыт Анны Меликян и размышления Владимира Хотиненко об объективности режиссерского жюри

    10 июня 2012 / Елена Слатина

    Конкурсную программу XXIII фестиваля «Кинотавр» впервые оценивало жюри, полностью состоящее из режиссеров. The Hollywood Reporter собрал за круглым столом Владимира Хотиненко, Анну Меликян, Веру Глаголеву, Александра Котта и Николая Хомерики, чтобы поговорить об их отношении к такому эксперименту, памятных моментах фестивалей прошлых лет и о том, как судить собственных друзей.

    Комментировать
  • Создатель «Невинности мусульман» приговорен к году тюремного заключения

    10 ноября 2012 / Денис Данилов

    Признавший вину по четырем из восьми вменяемых ему нарушений, Марк Бэйсли Юссеф осужден на год по делам, не включающим в себя скандальную постановку.

    Комментировать
  • Новые постеры: «Что творят мужчины 2»

    29 августа 2014 / Редакция THR Russia

    На постерах нового фильма Сарика Андреасяна позируют Елена Борщева и Никита Джигурда. До этого героями обложки становились Наталья Рудова и Роман Юнусов.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus