Рецензия: «Манифесто» с Кейт Бланшетт

Рецензия: «Манифесто» с Кейт Бланшетт
Кадр из фильма «Манифесто»

Титр гласит: «Манифест – это публичное заявление о выбранном курсе и его целях, сделанное партией, группой лиц или индивидуально». Черный экран затем сменяется броской чередой фамилий политических деятелей и представителей искусства, которые подобное заявление в свое время выпускали. Кроме завсегдатаев вроде Карла Маркса и Тристана Тцара, среди них можно встретить, например, Кандинского, Родченко и даже Джармуша. В «Манифесто» все их революционные идеи воплотила в экранном пространстве одна из самых титулованных актрис современности – Кейт Бланшетт.

Однако прежде чем стать полнометражной кинокартиной, амбициозный проект немецкого художника Джулиана Розефельдта успел побывать в главных музеях мира в качестве мультиканальной видеоинсталляции, в которой программные тексты различных художественных течений и их авторов последних двухсот лет были смонтированы в 13 коротких клипов. В «Манифесто» все они объединены в единую полуторачасовую работу, построенную по принципу коллажа: для каждого эпизода режиссер подобрал колоритного персонажа (от эффектного бомжа с мегафоном до прокуренной рок-звезды), в образе которого феноменальная Бланшетт и зачитывает короткие отрывки из манифестов, зачастую не стесняясь смотреть зрителям в лицо.

Розефельдт может быть дебютантом по части художественного кино, но уж точно не новичком в том, что касается визуальной стороны вопроса. Как всякий художник, он умеет красиво рифмовать мизансцены и впечатлять нехитрыми визуальными решениями. Структурно фильм организован методом контрапункта: если голос Бланшетт вещает о необходимости изменений – в кадре однообразная человеческая рутина; говорит о сбрасывании Микеланджело с парохода современности – видим показательную тусовку представителей арт-богемы. Кажется, режиссер не скрывает своих намерений: искусство ложно, и всем художникам необходимо в очередной раз отправиться в крестовый поход на поиски эстетической правды.

Но так ли это на самом деле? В стремлении возвыситься над любым из зачитанных с экрана манифестов Розефельдт, как и подобает самокритичному, а значит духовно здоровому творцу, на самом деле немного лукавит. Первоначальное восхищение актуальностью некоторых высказываний быстро сменяется осознанием бесполезности любой художественной попытки преобразить существующую реальность. А среди высоколобых, впрочем, всегда понятных текстов постепенно вырисовывается собственный манифест режиссера, в котором он с легкостью сбрасывает ответственность за то, что показывает зрителю.

Тут, как и в приеме контрапункта, Розефельдт выступает как самый настоящий абсурдист не хуже Роя Андерссона – и в этом, пожалуй, заключается львиная доля обаяния в остальном исключительно формального эксперимента. Как сказал другой знаменитый формалист спустя несколько десятилетий после манифеста Маркса и незадолго до всех остальных, представленных в фильме: «Всякое искусство совершенно бесполезно». В конце концов, сам «Манифесто» променял элитарность музейного пространства на массовое воздействие киноэкрана ровно для того, чтобы доказать нам это.

«Манифесто» в российском прокате с 8 июня.

Материалы по теме

  • Кейт Бланшетт сыграла 13 ролей в одном фильме

    09 декабря 2016 / Редакция THR Russia

    Балерина, телеведущая, бомж, рок-звезда, учитель, хореограф и другие герои - в послужном списке оскароносной звезды.

    Комментировать
  • Фильм «Манифесто» с Кейт Бланшетт в главной роли выйдет в российский прокат 8 июня

    11 апреля 2017 / Редакция THR Russia

    Фильм-перформанс Джулиана Роузфельдта добрался и до российских кинотеатров.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора