Рецензия на фильм «Доля ангелов»

Рецензия на фильм «Доля ангелов»

Этот материал был опубликован в шестом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание». Доля ангелов — два процента алкоголя, испаряющегося за время выдержки в бочках. В фильме метафора претворяется в жизнь буквальным образом: герои похищают немного виски, чтобы наладить свои дела и начать новую жизнь. Такое нежное название очень характерно для британского классика Кена Лоача, к которому намертво прилипла «должность» главного по социальному кино. Но снимает он не про абстрактные классовые отношения, пролетариат и буржуазию. Его герои — не деклассированные элементы, а униженные и оскорбленные. Его картины — далекие от плакатной риторики истории про обыкновенных людей, рассказанные с искренним вниманием и уважением к каждому персонажу. Готовясь к съемкам, режиссер и его постоянный соавтор, сценарист Пол Лаверти, провели много времени, общаясь с прототипами своих героев. Во время этих встреч удалось найти Пола Брэннигана — непрофессионального актера, который сыграл фактурного главного героя Робби, решившего встать на путь исправления. Брэнниган и сам пережил немало суровых дней в схожих обстоятельствах. После криминальной юности он занялся организацией футбольных матчей, которые по замыслу местной полиции должны выполнять терапевтическую функцию — переводить агрессию в здоровые спортивные эмоции.

Картину неожиданно тепло приняли зрители в Шотландии, где, собственно, она и снималась.
У живущего в Глазго Робби нет работы, слова в предложения он увязывает вместе при помощи универсальной связки fuck, а по вечерам месится до потери сознания с парнями на районе. Его девушка ждет ребенка, но ее семья меньше всего хочет, чтобы первенец продолжил лузерскую династию отца, а потому запрещает юноше появляться у них на глазах. Среди родственников невесты хватает крепких амбалов, которые с удовольствием иллюстрируют запрет увесистыми тумаками. Сам Робби приговорен к общественным работам за очередную драку. Посвятить социуму пару сотен часов должны вместе с ним еще несколько недотеп: Мо, укравшая попугая из зоомагазина, Альберт, свалившийся на железнодорожные рельсы в сильном подпитии, и хулиган со звучным прозвищем Носорог. Под шефство их берет Гарри — остроумный добряк и любитель виски. Случайно выяснится, что у Робби исключительные обонятельные способности, а значит, задатки отменного дегустатора. Поблизости в скором времени состоится аукцион, где будет выставлен элитный сорт виски. Цена вопроса — более миллиона фунтов. Робби и его новые друзья переодеваются в килты и отправляются в путешествие в надежде на удачу. Кен Лоач, лауреат «Золотой пальмовой ветви», получил за «Долю ангелов» приз жюри Каннского фестиваля. Что можно ждать от новой картины почетного классика, продолжающего снимать с завидным постоянством? Ведь в сущности на схожую тему был его фильм десятилетней давности «Милые шестнадцать лет». Но на этот раз Лоач решил развеять мрак светом надежды. «Доля ангелов» — филигранно срежиссированная приключенческая комедия, превращающаяся чуть ли не в сказку со всеми хэппи-эндами и счастливыми стечениями обстоятельств. Это не значит, что на первом месте здесь стоит исключительно юмор. Ключевая и одна из самых эмоциональных сцен, на которой можно прослезиться, — организованная полицией встреча Робби и парня, искалеченного им во время случайного пятничного столкновения. Этот фильм напоминает второстепенные картины классиков неореализма — они не оказали влияния на историю кинематографа, но все же послужили важным дополнением к предыдущему творчеству их авторов. Кен Лоач на этот раз тоже не стремится сообщить миру ничего нового. Но он по-прежнему верит в человека и его возможность меняться. И потому всегда готов дать своим героям второй шанс, а в задиристом гопнике разглядеть ангела.

Материалы по теме

  • История спасения Николая Хомерики, фестивальный опыт Анны Меликян и размышления Владимира Хотиненко об объективности режиссерского жюри

    10 июня 2012 / Елена Слатина

    Конкурсную программу XXIII фестиваля «Кинотавр» впервые оценивало жюри, полностью состоящее из режиссеров. The Hollywood Reporter собрал за круглым столом Владимира Хотиненко, Анну Меликян, Веру Глаголеву, Александра Котта и Николая Хомерики, чтобы поговорить об их отношении к такому эксперименту, памятных моментах фестивалей прошлых лет и о том, как судить собственных друзей.

    Комментировать
  • Наследники великих ханов

    05 января 2014 / Гульнара Абикеева

    Средняя Азия переживает сегодня настоящий бум кинопроизводства: Таджикистан и Туркменистан возрождают закрытые киностудии, Узбекистан строит второй Болливуд, Киргизия препарирует современное общество, а Казахстан покоряет сердца критиков по всему миру. THR представляет краткий экскурс в индустрию кино южных республик бывшего Советского Союза.

    Комментировать
  • Новый трейлер: «Фокус» с Уиллом Смитом

    23 декабря 2014 / Редакция THR Russia

    Модные клубы, забастовка, скачки, гонки «Формулы-1», важный Родриго Санторо и разгуливающая в бикини Марго Робби.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus