Лауреат Каннского кинофестиваля превратил маргинальную историю про задиристого гопника в сказку со счастливым концом.
Этот материал был опубликован в шестом номере журнала «The Hollywood Reporter – Российское издание».
Доля ангелов — два процента алкоголя, испаряющегося за время выдержки в бочках. В фильме метафора претворяется в жизнь буквальным образом: герои похищают немного виски, чтобы наладить свои дела и начать новую жизнь.
Такое нежное название очень характерно для британского классика Кена Лоача, к которому намертво прилипла «должность» главного по социальному кино. Но снимает он не про абстрактные классовые отношения, пролетариат и буржуазию. Его герои — не деклассированные элементы, а униженные и оскорбленные. Его картины — далекие от плакатной риторики истории про обыкновенных людей, рассказанные с искренним вниманием и уважением к каждому персонажу.
Готовясь к съемкам, режиссер и его постоянный соавтор, сценарист Пол Лаверти, провели много времени, общаясь с прототипами своих героев. Во время этих встреч удалось найти Пола Брэннигана — непрофессионального актера, который сыграл фактурного главного героя Робби, решившего встать на путь исправления. Брэнниган и сам пережил немало суровых дней в схожих обстоятельствах. После криминальной юности он занялся организацией футбольных матчей, которые по замыслу местной полиции должны выполнять терапевтическую функцию — переводить агрессию в здоровые спортивные эмоции.
Картину неожиданно тепло приняли зрители в Шотландии, где, собственно, она и снималась.
У живущего в Глазго Робби нет работы, слова в предложения он увязывает вместе при помощи универсальной связки fuck, а по вечерам месится до потери сознания с парнями на районе. Его девушка ждет ребенка, но ее семья меньше всего хочет, чтобы первенец продолжил лузерскую династию отца, а потому запрещает юноше появляться у них на глазах. Среди родственников невесты хватает крепких амбалов, которые с удовольствием иллюстрируют запрет увесистыми тумаками.
Сам Робби приговорен к общественным работам за очередную драку. Посвятить социуму пару сотен часов должны вместе с ним еще несколько недотеп: Мо, укравшая попугая из зоомагазина, Альберт, свалившийся на железнодорожные рельсы в сильном подпитии, и хулиган со звучным прозвищем Носорог. Под шефство их берет Гарри — остроумный добряк и любитель виски. Случайно выяснится, что у Робби исключительные обонятельные способности, а значит, задатки отменного дегустатора. Поблизости в скором времени состоится аукцион, где будет выставлен элитный сорт виски. Цена вопроса — более миллиона фунтов. Робби и его новые друзья переодеваются в килты и отправляются в путешествие в надежде на удачу.
Кен Лоач, лауреат «Золотой пальмовой ветви», получил за «Долю ангелов» приз жюри Каннского фестиваля. Что можно ждать от новой картины почетного классика, продолжающего снимать с завидным постоянством? Ведь в сущности на схожую тему был его фильм десятилетней давности «Милые шестнадцать лет». Но на этот раз Лоач решил развеять мрак светом надежды. «Доля ангелов» — филигранно срежиссированная приключенческая комедия, превращающаяся чуть ли не в сказку со всеми хэппи-эндами и счастливыми стечениями обстоятельств. Это не значит, что на первом месте здесь стоит исключительно юмор. Ключевая и одна из самых эмоциональных сцен, на которой можно прослезиться, — организованная полицией встреча Робби и парня, искалеченного им во время случайного пятничного столкновения.
Этот фильм напоминает второстепенные картины классиков неореализма — они не оказали влияния на историю кинематографа, но все же послужили важным дополнением к предыдущему творчеству их авторов. Кен Лоач на этот раз тоже не стремится сообщить миру ничего нового. Но он по-прежнему верит в человека и его возможность меняться. И потому всегда готов дать своим героям второй шанс, а в задиристом гопнике разглядеть ангела.
Конкурсную программу XXIII фестиваля «Кинотавр» впервые оценивало жюри, полностью состоящее из режиссеров. The Hollywood Reporter собрал за круглым столом Владимира Хотиненко, Анну Меликян, Веру Глаголеву, Александра Котта и Николая Хомерики, чтобы поговорить об их отношении к такому эксперименту, памятных моментах фестивалей прошлых лет и о том, как судить собственных друзей.
Средняя Азия переживает сегодня настоящий бум кинопроизводства: Таджикистан и Туркменистан возрождают закрытые киностудии, Узбекистан строит второй Болливуд, Киргизия препарирует современное общество, а Казахстан покоряет сердца критиков по всему миру. THR представляет краткий экскурс в индустрию кино южных республик бывшего Советского Союза.