- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Квадрат» - победитель Каннского фестиваля 2017Рецензия: «Квадрат» - победитель Каннского фестиваля 2017
Василина ЩукинаВ прокат выходит фильм шведа Рубена Эстлунда, сатирически изображающий современные Европу, искусство, человека.В российский прокат выходит фильм «Квадрат» Рубена Эстлунда, завоевавший Золотую пальмовую ветвь на последнем Каннском фестивале.
Конечно, победителей фестивалей охотно смотрят, но в этот раз с прокатной историей может получиться несколько сложнее: имя шведского режиссера широкой публике не известно, а лежащая на «верхушке айсберга» тема — современное искусство — максимально далека от народа. Посмотрев и впечатлившись, расскажем вам, почему «Квадрат» непременно должен быть увиден.
Итак, модный музей современного искусства - такой, что можно найти в любой европейской столице, готовит новый концептуальный арт-проект. В центре площади перед музеем отныне будет очерчен квадрат - метра 3x3, непримечательный внешне. Человек, вошедший в квадрат, автоматически попадает в перформанс: теперь он может получить от окружающих помощь и поддержку. К слову, медиапроект «Квадрат» существует не только в кинореальности. С одноименной инсталляцией режиссер Рубен Эстлунд два года ездил по всему миру: «У вас не будет воды? Пожалуйста. У вас не найдется несколько минут со мной просто поговорить? Разумеется». Среди кучи бессмысленных арт-объектов а-ля «симметричные кучки гравия» у этого есть цель и смысл - но готов ли посетитель/соучастник к осмысленности? Ведь гравий предсказуем, а то, что захочет человек - нет.
А вот и Кристиан - главный куратор музея и его модное лицо. Он интеллигентен, красноречив и умен, но плотно погряз в своем богемно-бессердечном образе жизни - на фоне разрушения его собственной семьи. С одной стороны, он хочет сделать интересный ход «квадрат-конем», с другой - сам не готов к проявлениям человечности, когда дело касается его. Находять в паутине из собственных мыслей, Кристиан получает тот самый «пинок», когда его обворовывают на людной площади, и далее события разворачиваются в сторону сатиры. Отследив с помощью приложения мобильный, он решает на время забыть об альтруизме и любви к ближнему и отправить жильцам дома в «темном» районе, где находится гаджет, письма неприятного содержания.
Также для продвижения проекта Кристиан успевает нанять модных молодых пиарщиков, которые, не задумавшись, предлагают микс из того, что популярно на ютубе. С равнодушного согласия Кристиана (ведь он так увлечен поисками своих вещей) они решают снять провокационный вирус-ролик. Однако реакция публики на рекламу оказывается неожиданной, а привычная жизнь Кристиана разрушенной.
Довольно долго фильм Эстлунда выглядит жесткой сатирой в адрес современного искусства и современных отношений - с абсурдными ситуациями, нелепыми решениями, нарочито бесчуственной love-story.
Однако из сатиры о современном искусстве фильм трансформируется в «комедию наблюдений» или классический deadpan, чтобы в конце концов превратиться в социальный триллер: кульминационная сцена разворачивается на торжественном светском приеме в музее. Гости в дорогих платьях и костюмах сидят за красиво сервированными столами и смакуют собственную элитарность, как вдруг начинается перформанс: полуголый актер-орангутан бродит по банкетному залу, присматривается к зрителям и как будто выбирает себе жертву - того, кто хоть как-то отреагирует на его присутствие. Его игра настолько правдоподобна, а напор - дикий, что пафосные зрители уже не могут смотреть на это как на представление - это не то, что они привыкли видеть и испытывать, это слишком страшное, но невероятное искусство. Даже Кристиану не удается завершить затянувшееся представление, перетекающее в дикую вакханалию с сорванными масками благопристойности - как минимум ради этой пронзительной сцены, блестяще исполненной актером по животной пластике Терри Нотари («Планета обезьян»), нужно смотреть «Квадрат».
В этой же сцене также можно увидеть метафору той проблемы, с которой столкнулась Европа, открыв двери обездоленным иммигрантам: пока последние «играют по правилам», хозяева положения терпят их с натянутой улыбкой. Отсюда вопросы - как глубоко лицемерие проросло в современное общество? Насколько искренне люди придерживаются тех ценностей, о которых сами кричат с трибун? Что из этого искусство, а что - шум? Где помощь другому становится обузой? Почему взрослый может проигнорировать ребенка, которого оскорбил? Однозначных ответов получить вряд ли удастся, но задуматься о собственном поведении и гуманизме придется.
Сам фильм превращается в серию перформансов, грандиозный арт-эксперимент, блестящий по форме, символам, необычной музыке (из-за которой хочется смотреть даже финальные титры), и само собой, неоднозначный по содержанию. Канны выбрали хороший фильм, рекомендуем.
Материалы по теме
Канны 2017: призраки, нелюбовь и мир чудес
19 мая 2017 / Инна ДенисоваСтрадания распавшихся семей, убежавшие из дому дети – французский, русский и американский фильмы, показанные на Каннском фестивале в первые дни, объединяют темы, но, пожалуй, ничего больше.
Комментировать
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: