Рецензия: «Квадрат» - победитель Каннского фестиваля 2017

Рецензия: «Квадрат» - победитель Каннского фестиваля 2017

В российский прокат выходит фильм «Квадрат» Рубена Эстлунда, завоевавший Золотую пальмовую ветвь на последнем Каннском фестивале.

Конечно, победителей фестивалей охотно смотрят, но в этот раз с прокатной историей может получиться несколько сложнее: имя шведского режиссера широкой публике не известно, а лежащая на «верхушке айсберга» тема — современное искусство — максимально далека от народа. Посмотрев и впечатлившись, расскажем вам, почему «Квадрат» непременно должен быть увиден.

Итак, модный музей современного искусства - такой, что можно найти в любой европейской столице, готовит новый концептуальный арт-проект. В центре площади перед музеем отныне будет очерчен квадрат - метра 3x3, непримечательный внешне. Человек, вошедший в квадрат, автоматически попадает в перформанс: теперь он может получить от окружающих помощь и поддержку. К слову, медиапроект «Квадрат» существует не только в кинореальности. С одноименной инсталляцией режиссер Рубен Эстлунд два года ездил по всему миру: «У вас не будет воды? Пожалуйста. У вас не найдется несколько минут со мной просто поговорить? Разумеется». Среди кучи бессмысленных арт-объектов а-ля «симметричные кучки гравия» у этого есть цель и смысл - но готов ли посетитель/соучастник к осмысленности? Ведь гравий предсказуем, а то, что захочет человек - нет.

А вот и Кристиан - главный куратор музея и его модное лицо. Он интеллигентен, красноречив и умен, но плотно погряз в своем богемно-бессердечном образе жизни - на фоне разрушения его собственной семьи. С одной стороны, он хочет сделать интересный ход «квадрат-конем», с другой - сам не готов к проявлениям человечности, когда дело касается его. Находять в паутине из собственных мыслей, Кристиан получает тот самый «пинок», когда его обворовывают на людной площади, и далее события разворачиваются в сторону сатиры. Отследив с помощью приложения мобильный, он решает на время забыть об альтруизме и любви к ближнему и отправить жильцам дома в «темном» районе, где находится гаджет, письма неприятного содержания.

Также для продвижения проекта Кристиан успевает нанять модных молодых пиарщиков, которые, не задумавшись, предлагают микс из того, что популярно на ютубе. С равнодушного согласия Кристиана (ведь он так увлечен поисками своих вещей) они решают снять провокационный вирус-ролик. Однако реакция публики на рекламу оказывается неожиданной, а привычная жизнь Кристиана разрушенной.

Довольно долго фильм Эстлунда выглядит жесткой сатирой в адрес современного искусства и современных отношений - с абсурдными ситуациями, нелепыми решениями, нарочито бесчуственной love-story.

Однако из сатиры о современном искусстве фильм трансформируется в «комедию наблюдений» или классический deadpan, чтобы в конце концов превратиться в социальный триллер: кульминационная сцена разворачивается на торжественном светском приеме в музее. Гости в дорогих платьях и костюмах сидят за красиво сервированными столами и смакуют собственную элитарность, как вдруг начинается перформанс: полуголый актер-орангутан бродит по банкетному залу, присматривается к зрителям и как будто выбирает себе жертву - того, кто хоть как-то отреагирует на его присутствие. Его игра настолько правдоподобна, а напор - дикий, что пафосные зрители уже не могут смотреть на это как на представление - это не то, что они привыкли видеть и испытывать, это слишком страшное, но невероятное искусство. Даже Кристиану не удается завершить затянувшееся представление, перетекающее в дикую вакханалию с сорванными масками благопристойности - как минимум ради этой пронзительной сцены, блестяще исполненной актером по животной пластике Терри Нотари («Планета обезьян»), нужно смотреть «Квадрат».

 В этой же сцене также можно увидеть метафору той проблемы, с которой столкнулась Европа, открыв двери обездоленным иммигрантам: пока последние «играют по правилам», хозяева положения терпят их с натянутой улыбкой. Отсюда вопросы - как глубоко лицемерие проросло в современное общество? Насколько искренне люди придерживаются тех ценностей, о которых сами кричат с трибун? Что из этого искусство, а что - шум? Где помощь другому становится обузой? Почему взрослый может проигнорировать ребенка, которого оскорбил? Однозначных ответов получить вряд ли удастся, но задуматься о собственном поведении и гуманизме придется.

Сам фильм превращается в серию перформансов, грандиозный арт-эксперимент, блестящий по форме, символам, необычной музыке (из-за которой хочется смотреть даже финальные титры), и само собой, неоднозначный по содержанию. Канны выбрали хороший фильм, рекомендуем.

Материалы по теме

  • Канны 2017: призраки, нелюбовь и мир чудес

    19 мая 2017 / Инна Денисова

    Страдания распавшихся семей, убежавшие из дому дети – французский, русский и американский фильмы, показанные на Каннском фестивале в первые дни, объединяют темы, но, пожалуй, ничего больше.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора