Рецензия: «Под покровом ночи» Тома Форда

Рецензия: «Под покровом ночи» Тома Форда
Кадр из фильма «Под покровом ночи»

Эми Адамс, кажется, самой судьбой предначертано играть женщин вредных, с тяжелым характером. Галеристка Сьюзен Морроу как раз из таких — белокожая любительница асимметричных причесок и дизайнерской одежды, она корчит недовольные гримасы подчиненным в галерее и мужу (Арми Хаммер) в спальне. Скуку вздорной дамочки развеет визит почтальона: в посылке окажется книга, написанная ее первым супругом в те времена, когда недовольство затрагивало только одну сферу ее жизни — неудачный брак.

Эдвард Шеффилд (Джейк Джилленхол) выбрал не ту профессию: слишком мало зарабатывал — так, правда, считала не сама Сьюзен, а ее мать, но многие женщины со временем становятся копиями своих родительниц. Морроу хватает книгу с посвящением ей на титульном листе, поудобнее устраивается на ярко-красном диване и погружается в чтение. Каждая следующая страница будет потрясать сильнее, чем предыдущая.

В романе, на точно таком же диване, только брошенном в пустынной техасской глуши, найдут два обнаженных женских тела со следами физического и сексуального насилия. Муж и отец по имени Тони (и снова Джилленхол) сойдет с ума от горя, бросится на поиски преступника, найдет, убьет его, а затем себя. И тогда-то к героине придет понимание, что история поруганной любви имеет реальную подоплеку, ведь Эдвард описывает их собственные супружеские отношения и обвиняет в убийстве любви вредность и тяжелый характер бывшей жены.

Разрушение отношений — чума XXI века для жителя благополучной страны, не знающей потрясений и войн. Психологи разводят руками, клиенты расторгают браки. Юноши и девушки, взрослея, лелеют несбыточную мечту об идеальном партнерстве: в итоге к сорока годам приобретают в худшем случае невроз, в лучшем — цинизм, взращенный на разочаровании. Психотерапевты хором учат не возлагать надежд на семейную жизнь, однако взамен предлагают такую неприятную реальность, что проще полностью отдаться во власть самообмана.

Любовь как диагноз — тема второго фильма Тома Форда, дизайнера и еще недавно режиссера-дебютанта. Сюжетообразующий прием — книга об убийстве как метафора деструктивных отношений. «Когда ты любишь кого-то, не можешь просто так выбросить его из жизни» — слоган ленты, вынесенный на постер, перефразирует Сент-Экзюпери.

Написать роман и преподнести бывшей возлюбленной в отместку за причиненное страдание — подобным сведением счетов грешили многие писатели. Эдвард Шеффилд тут не первый (а, судя по всему, это и вовсе был союз плохого писателя с бездарной галеристкой, но мы сейчас не об их талантах).

Кто-то уточнит, что эта история рассказывает про отношения пары, в которой мужчина — жертва (хоть у растерзанной любви в романе и женское лицо). Предположение о мизогинии режиссера также можно сделать из первой сцены, которую нельзя забыть: голые толстухи танцуют перед камерой, перебрасывая живот с боку на бок. Адвокатом Форда здесь выступит его ремесло: разве модельер может не любить женщин? И в новой картине чувствуется восхищение дизайнера их земным притяжением, тогда как мужской мир в фильме тяготеет к иллюзиям.

Взяв за основу книгу Остина Райта «Тони и Сьюзен», Форд ставит себе задачу объединить две драмы — криминальную и любовную. И чтобы обоих мужских персонажей непременно сыграл один и тот же актер. Преступление и наказание удается режиссеру мастерски (отчасти это заслуга хорошего актера Джилленхола, убедительно изображающего страдание). В любовной части основной акцент сделан на визуализацию и декоративные элементы: здесь приложил руку дизайнер, правда, не Форд — художник Шэйн Валентино, работавший над такими лентами, как «Дом у озера» и «Бэтмен: Начало».

Постановщик же сумел соединить обе части в сложносочиненное предложение, расставив запятые в нужном месте. За что и получил второй приз Венецианского кинофестиваля: необходимая призовая дань американскому мейнстриму была выплачена, в случае с Фордом — без особенного раздражения.

«Под покровом ночи» (Nocturnal Animals)

UPI / США / Режиссер: Том Форд / В ролях: Эми Адамс, Джейк Джилленхол, Майкл Шеннон, Аарон Тейлор-Джонсон, Айла Фишер, Элли Бамбер, Арми Хаммер, Карл Глусман, Роберт Арамайо, Лора Линни / Премьера в России 8 декабря 2016.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus