Рецензия: «Проклятье монахини» Кордина Харди

Рецензия: «Проклятье монахини» Кордина Харди

В далеком румынском монастыре монахиня совершает самоубийство. На расследование этого дела отправляют отца Берка (Демиан Бишир), известного экзорциста, а в помощь ему дают молодую послушницу сестру Ирен (Таисса Фармига). Простое на первый взгляд дело оказывается куда сложнее: в задачу Берка входит не только расследование самоубийства, но и выяснение: является ли монастырь святым местом или же он давно стал пристанищем сил зла?

Очередная картина знаменитой франшизы «Заклятие», кажется, даже не пытается привнести что-то новое, и просто работает по старым лекалам: тут пустить скример, тут напугать страшными отсылками. Впервые в серии фильм при этом не основан на реальных событиях – разницы для зрителя в этом особой нет.

Монахиню раньше уже показывали на больших экранах: впервые злобное существо появилось в «Заклятии 2», а «Проклятье монахини» является своеобразным приквелом ко всей франшизе: события фильма происходят в 1952 году и по-идее проливают свет на появление Валака – той самой монахини, ставшей знаковой для франшизы.

Самое удивительное в фильме – то, как он работает с хоррор-тропами: «Проклятие монахини» беззастенчиво ворует, кажется, вообще все, до чего может дотянуться. Ракурсы, идеи, отдельные сцены из разных фильмов переходят словно под копирку – в отдельных случаях даже неоднократно. Примерно та же история и с логикой поведения персонажей: да, в хоррорах герои нередко идут на не самые логичные действия, но обычно это случается однократно. Здесь же они наступают на одни и те же грабли с завидным постоянством – и если первый раз какая-то сценка еще способна испугать (чаще всего за счет дешевых скримеров), то ближе к финалу не вызывает ничего, кроме смеха.

При всем при этом фильм очень ровный: да, он совершенно не дает ничего нового, но предоставляет то, о чем многие успели соскучиться в эпоху пост-хоррора – довольно тупой экспириенс, не претендующий на что-то глобальное и просто активно пугающий дешевыми приемами. В этом даже есть какое-то очарование: после «Реинкарнцаии», «Прочь» и даже «Тихого места» ждешь какого-то умного подтекста, а фильм на серьезных щах подает тебе историю о кровавых ритуалах и демонах. И ничего не пытается в это зашить: ни проблем современной семьи, ни скрытого расизма – ничего. Он просто страшный – вернее, пытается быть таковым. Его можно даже смотреть как ностальгическое или ироническое кино – правда, с оговоркой о том, что режиссер подобное вряд ли закладывал.

Отдельного упоминания стоит и актерская игра: Демиан Бишир очень старательно играет священника-экзорциста, и эта старательность периодически делает его до смешного похожим на Grumpy Cat. Это немного сбивает пафос картины и тоже вызывает сдержанные смешки. При этом актерская игра в целом не вызывает нареканий: даже этот нелепый сюжет все отыгрывают честно и старательно.

«Проклятье монахини» воспринимается как упражнение в жанре, причем упражнение для зрителя: считать все тропы, узнать все цитаты и предугадать сюжетные повороты. Команда фильма то ли настолько исписалась, что и не пытается делать что-то новое, то ли и правда верит, что в слепом копировании нет ничего плохого.

«Проклятье монахини» в российском прокате с 20 сентября 2018 года.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Безумный день, или женитьба Фигаро» Владимира Мирзоева

    26 сентября 2014 / Эвелина Гурецкая

    Максим Суханов, единственное звездное имя в постановке Владимира Мирзоева, в роли графа Альмавивы воплощает агрессивную архаику классики Бомарше.

    Комментировать
  • Рецензия: «Перестрелка» Бена Уитли

    27 апреля 2017 / Дмитрий Карпюк

    Тот случай, когда название фильма полностью отражает его содержание.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus