Рецензия: «Проклятье монахини» Кордина Харди

Рецензия: «Проклятье монахини» Кордина Харди

В далеком румынском монастыре монахиня совершает самоубийство. На расследование этого дела отправляют отца Берка (Демиан Бишир), известного экзорциста, а в помощь ему дают молодую послушницу сестру Ирен (Таисса Фармига). Простое на первый взгляд дело оказывается куда сложнее: в задачу Берка входит не только расследование самоубийства, но и выяснение: является ли монастырь святым местом или же он давно стал пристанищем сил зла?

Очередная картина знаменитой франшизы «Заклятие», кажется, даже не пытается привнести что-то новое, и просто работает по старым лекалам: тут пустить скример, тут напугать страшными отсылками. Впервые в серии фильм при этом не основан на реальных событиях – разницы для зрителя в этом особой нет.

Монахиню раньше уже показывали на больших экранах: впервые злобное существо появилось в «Заклятии 2», а «Проклятье монахини» является своеобразным приквелом ко всей франшизе: события фильма происходят в 1952 году и по-идее проливают свет на появление Валака – той самой монахини, ставшей знаковой для франшизы.

Самое удивительное в фильме – то, как он работает с хоррор-тропами: «Проклятие монахини» беззастенчиво ворует, кажется, вообще все, до чего может дотянуться. Ракурсы, идеи, отдельные сцены из разных фильмов переходят словно под копирку – в отдельных случаях даже неоднократно. Примерно та же история и с логикой поведения персонажей: да, в хоррорах герои нередко идут на не самые логичные действия, но обычно это случается однократно. Здесь же они наступают на одни и те же грабли с завидным постоянством – и если первый раз какая-то сценка еще способна испугать (чаще всего за счет дешевых скримеров), то ближе к финалу не вызывает ничего, кроме смеха.

При всем при этом фильм очень ровный: да, он совершенно не дает ничего нового, но предоставляет то, о чем многие успели соскучиться в эпоху пост-хоррора – довольно тупой экспириенс, не претендующий на что-то глобальное и просто активно пугающий дешевыми приемами. В этом даже есть какое-то очарование: после «Реинкарнцаии», «Прочь» и даже «Тихого места» ждешь какого-то умного подтекста, а фильм на серьезных щах подает тебе историю о кровавых ритуалах и демонах. И ничего не пытается в это зашить: ни проблем современной семьи, ни скрытого расизма – ничего. Он просто страшный – вернее, пытается быть таковым. Его можно даже смотреть как ностальгическое или ироническое кино – правда, с оговоркой о том, что режиссер подобное вряд ли закладывал.

Отдельного упоминания стоит и актерская игра: Демиан Бишир очень старательно играет священника-экзорциста, и эта старательность периодически делает его до смешного похожим на Grumpy Cat. Это немного сбивает пафос картины и тоже вызывает сдержанные смешки. При этом актерская игра в целом не вызывает нареканий: даже этот нелепый сюжет все отыгрывают честно и старательно.

«Проклятье монахини» воспринимается как упражнение в жанре, причем упражнение для зрителя: считать все тропы, узнать все цитаты и предугадать сюжетные повороты. Команда фильма то ли настолько исписалась, что и не пытается делать что-то новое, то ли и правда верит, что в слепом копировании нет ничего плохого.

«Проклятье монахини» в российском прокате с 20 сентября 2018 года.

Материалы по теме

  • Рецензия: «Хоббит: Битва пяти воинств» Питера Джексона

    10 декабря 2014 / Рубен Седракян

    Ричард Армитедж претендует на лавры Камбербатча, Орландо Блум показывает чудеса акробатики, а Мартин Фриман щеголяет в модной кольчуге — в самой воинственной части фэнтезийной киноэпопеи.

    Комментировать
  • Буду резать, буду бить: «На пятьдесят оттенков темнее»

    09 февраля 2017 / Ольга Маршева

    Сексуальная революция не закончилась, просто сбавила обороты: вчерашние табу и нормы размываются, и запрещенные темы становятся обыденностью. Роман Э.Л. Джеймс «Пятьдесят оттенков серого» вывел эстетику БДСМ из подполья, сделав брендом и частью массовой культуры. Даже художественный провал экранизации бестселлера не смог отразиться на ее кассовых сборах. THR проанализировал, чего ожидать от второй серии знаменитой трилогии, и пришел к выводу, что наибольший интерес в ней представляет вовсе не центральный дуэт.

    Комментировать
  • CinemaCon 2018: презентация студии Warner Bros.

    25 апреля 2018 / Юлия Чарышева-Лоло

    Презентация студии Warner Bros традиционно носит название Big Picture, и в этом году она в очередной раз доказала, что иначе и не может называться.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии