Рецензия: «Райские кущи» с Евгением Цыгановым

Рецензия: «Райские кущи» с Евгением Цыгановым
Кадр из фильма «Райские кущи»

Пьеса «Утиная охота» Вампилова, написанная  в далекие 60-е, ставилась в театрах множество раз. В 70-е был снят фильм «Отпуск в сентябре» Виталия Мельникова с Олегом Далем, в 80-е его показали. Десятилетия шли, эпоха стояла, тема и персонаж были живы и актуальны до степени запрета цензурой. Но и в наши дни на сцене МХАТа несколько лет с успехом шла выдающаяся постановка Александра Марина с Константином Хабенским.

Соблазн режиссеров легко понять. В декорациях советских реалий разыгрывается вневременная, и оттого вечно современная история о лишнем человеке. В характере Зилова можно даже не сильно стараясь, рассмотреть все симптомы современного горожанина, страдающего болезнью века - депрессией: он вяло изображает видимость деятельности на нелюбимой работе, по инерции изменяет и пытается уйти от действительности в некий светлый мир. У Зилова это - утиная охота, у героя XXI века могли бы быть компьютерные игры. Ведь охота Зилову нужна только как предлог, чтобы уехать, в действительности охотник из него никакой: за всю жизнь он не убил ни одной утки.

Кадр из фильма «Райские кущи»
Кадр из фильма «Райские кущи»

Все эти очевидные параллели с миллионами наших хандрящих современников, видимо, и побудили Александра Прошкина поразмышлять о судьбе Зилова в наши дни. Но вместо бездеятельного персонажа, живущего мечтами об увлекательных мирах и презирающего окружающую жизнь, мы получаем вполне активного героя. Зилов не сидит на месте, а занимается вредительством: пользующийся доверием населения информационный портал он превращает в инструмент пропаганды местных олигархов, за что и получает апартаменты в элитном жилом комплексе «Райские Кущи».

Создателям приходится сделать подлость работой Зилова, иначе зритель не поверит в несчастного человека, получающего синекуру с жилплощадью. В итоге меняется и характер вампиловского лишнего героя, и смысл всей истории, а финал (для большей достоверности?) зарифмовывается с судьбой самого Вампилова. Зилов Прошкина в исполнении Евгения Цыганова предприимчив, зол и любвеобилен. И актер отлично справляется с этой ролью. Другой вопрос, что такой Зилов куда больше напоминает официанта – Диму.

Персонаж Виталия Хаева – начальника главного героя – тоже интересно переосмысляется. Теперь его задача не изображать бдительность, а заставлять Зилова вредить эффективней, отчего и он мучается угрызениями совести.

Кадр из фильма «Райские кущи»

Несмотря на такое видимое смещение акцентов в вампиловской истории, в фильме можно заметить и ряд советских реалий, которые словно забыли «подчистить». И несмотря на крепкий актерский состав (а это и Чулпан Хаматова, и Агриппина Стеклова), в целом возникает впечатление, что смотришь пьесу в среднем провинциальном театре.

Конечно, неправильно сравнивать фильм Прошкина с «Отпуском в сентябре» Мельникова, где сыграл одну из лучших своих ролей Олег Даль. Создатели картины настолько хотели обособиться от прочих экранизаций, что даже не включили Александра Вампилова в список сценаристов, а пьеса «Утиная охота» нигде не упоминается. Но избавиться от мыслей о советской картине во время просмотра практически невозможно.

Кадр из фильма «Райские кущи»
Кадр из фильма «Райские кущи»

У Мельникова персонажи статичны, они много говорят, но ничего не делают, окаменев, словно мухи в янтаре, в советском застое. У Прошкина, наоборот, все герои деятельны, и никаких границ – ни моральных, ни физических – у них нет, – что тоже легко объясняется исторически. Кроме того, любопытно посмотреть на эволюцию Зилова за последние 40 лет. В пьесе Вампилова он вызывает жалость (в этом смысле наиболее близкой к тексту выглядит МХАТовская постановка с Хабенским), в фильме Мельникова он настолько зол к себе и окружающим, что понять его можно, но посочувствовать уже сложно. Тем не менее, и в том, и другом случае читатель и зритель может легко ассоциировать себя с персонажем. Зилов Цыганова зрителю не льстит уже совсем: признать, что и ты живешь точно также, приторговывая потихоньку совестью ради «Райских кущ», – по силам далеко не каждому.

«Райские кущи» / Россия, 2015 г., 105 мин. Режиссер: Александр Прошкин. В ролях: Евгений Цыганов, Чулпан Хаматова, Дмитрий Куличков, Агриппина Стеклова, Виталий Хаев, Алена Яковлева, Виктор Немец, Ангелина Миримская. В прокате с 26 ноября («Парадиз»)

Материалы по теме

  • Рецензия: «Олимпия» Евгения Цыганова

    08 октября 2014 / Эвелина Гурецкая

    Успешный и востребованный актер Евгений Цыганов, после роли в телесериале «Оттепель» ставший и вовсе знаменитым, представил на суд зрителей свой первый режиссерский опыт на сцене родного театра «Мастерская Петра Фоменко».

    Комментировать
  • Завершились съемки нового фильма Александра Прошкина «На позднем перелете»

    28 ноября 2014 / Редакция THR Russia

    Главные роли в картине по мотивам пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» исполнили Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора