Рецензия: «Секретное досье» Стивена Спилберга

Рецензия: «Секретное досье» Стивена Спилберга

1971 год. Америка все еще находится в состоянии войны с Вьетнамом, и правительство с широкой улыбкой докладывает о победах бравых морпехов. Однако все может измениться: Дэниэл Эллбсерг скопировал часть секретного архива, так называемых документов Пентагона, в которых проведено колоссальное по своему масштабу исследование американо-вьетнамских отношений. Бывший госаналитик передает документы газетам для публикации, что порождает целую волну необратимых процессов.

Публикация документов Пентагона — довольно важный момент в истории как свободной прессы, так и для Америки в целом. Однако, главная проблема этого события в том, что оно совершенно не зрелищное: это просто написание статей на злободневную тему и последовавшее за ними судебное разбирательство. Тем не менее, кто-то в Голливуде решил, что это достаточно благодатная почва для создания важного фильма.

Фильм довольно точно следует исторической правде: здесь не будет диких погонь, перестрелок или хотя бы какого-то подобия экшн-сцен. Вместо этого — работа газеты и журналистов, раскладывание документов по кучкам и сбор гранок. Максимально близкое к напряженным сценам здесь разве что получение архива — но даже эта сцена выполнена довольно спокойно. Удивительно: даже вступительная сцена во Вьетнаме, где есть место в том числе и самим боевым действиям, выглядит предельно спокойно и стерильно: американских солдат убивают, но на экране нет ни капли крови.

И где-то здесь, пожалуй, и кроется самая главная проблема: несмотря на важность событий, следить за ними попросту неинтересно. Причем совершенно не ясно, к кому здесь придраться: Стивен Спилберг все так же прекрасно снимает данный ему материал, Мэрил Стрип и Том Хэнкс достоверно и как-то честно отыгрывают доставшиеся им роли. К остальным актерам тоже нет никаких вопросов, как и к съемкам в целом. Возможно, дело действительно в попросту слабоватом сценарии; с другой стороны, даже сцены, где следовало бы ожидать нагнетания атмосферы, проходят невероятно буднично.

«Буднично» — то слово, которое максимально близко подходит к этому фильму: вроде бы происходит крупный скандал, раскрытие государственной тайны и действительно важное событие в мире прессы — но происходит оно в рамках рабочего процесса, что дополнительно подчеркивается тем, как показана работа газеты. Периодически складывается впечатление, что Спилбергу куда интереснее снимать работу линотипа, чем пытаться нагнетать драму.

Удивительное дело: в истории ведь хватает моментов, из которых легко сложить достойную и затягивающую историю. Здесь и выход The Washington Post на биржу, и Кэтрин Грэм в качестве руководителя газеты (женщина на руководящем посту в 71 году все еже казалось чем-то неестественным), и последующий Уотергейтский скандал — и вроде бы все это в фильме даже есть. Вот только подано так, что из головы выветривается практически моментально. Зацепиться попросту не за что.

После фильма в голове остается лишь легкое недоумение и мысль, что вся суть картины прекрасно сводится буквально к паре строк в Википедии — явно не тот результат, которого добивался Спилберг. Но что вышло, то вышло — хотя и чувствуется, что потенциал здесь погиб чуть ли не в зародыше.

«Секретное досье» выходит в российской прокат 22 февраля 2018 года.

Материалы по теме

  • «Секретное досье»: невыученные уроки

    21 февраля 2018 / Ольга Маршева

    О том, как новый фильм Стивена Спилберга связан с Дональдом Трампом и почему сейчас картина актуальна как никогда, — в материале THR.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора