Рецензия: «Спасение» Ивана Вырыпаева

Иван Вырыпаев – режиссер если не с мировым, то с европейским именем. Все его прошлые киноработы - «Кислород», «Танец Дели», отмеченная "Малым золотым львом" «Эйфория» – заставляют задуматься, что «новые формы», о необходимости которых все время говорили герои Чехова, и в самом деле возможны. Внушительный опыт в качестве театрального драматурга и режиссера позволил Вырыпаеву создать собственный жанр, находящийся на стыке сценической и кинодраматургии.
Несмотря на громкое название, «Спасение» - наверное, самый тихий и спокойный фильм Вырыпаева. Статичный, созерцательный, непривычно молчаливый по сравнению с прошлыми его работами.
Юная католическая монахиня (Полина Гришина) впервые с детства покидает пределы польского монастыря и направляется служить в тибетскую миссию. Встречи в пути, медитативные и величественные тибетские пейзажи. Изящный финал. Все это оставляет ощущение путешествия в лимбо и напоминает поэзию некоммуникабельности Антониони…
Некоммуникабельность – сквозная тема фильма, заявленная режиссером еще на ранних этапах работы над картиной. В эпоху глобализации культуры существуют бок о бок, но не находят общего языка. Чтобы доказать это, режиссер ловко работает с культурными и смысловыми противоречиями. С черно-белым одеянием монахини в кадре контрастирует все: тибетские пейзажи и деревушки, собеседники (типичные западные туристы, ищущие ответов в горной вышине), сам вид католического храма с шаолиньским акцентом, и даже та живая юная девушка, в которую сестра Анна превращается, стоит ей сменить рясу на свитер. Это вызывает у зрителя одновременно разрыв шаблона и ощущение объемного присутствия. Видимо, те же чувства возникли и у членов жюри «Кинотавра», назвавших работу Полины Гришиной лучшей женской ролью фестиваля.
Эффект погружения создается и благодаря неизменному вырыпаевскому оператору Андрею Найденову, который на этот раз смог полностью проявить себя. Вместо череды долгих монологов здесь - звонкая тишина высокогорных пейзажей. На их фоне разбросаны диалоги о грехе и пылесосах, U2 и UFO, религии и Боге.
Впрочем, если вы влюблены в мир речитативов автора «Кислорода» и «Бытия №2», не спешите радоваться. Слову, главному герою вырыпаевского художественного мира, в «Спасении» уделено очень скромное место. В фильме всего 2-3 ключевых диалога. Первого приходится дожидаться минут 30, а к моменту второго проходит еще добрых полчаса. При этом сказать, что тексты избыточны и универсальны, нельзя. Скорее, они выглядят как осколки более крупных рассуждений, как вершина Айсберга, большая часть которого скрыта за статичными кадрами.
В итоге у поклонника Вырыпаева после фильма останется ощущение, что его литературный аппетит лишь раздразнили, не удовлетворив. А зритель неподготовленный и вовсе рискует не досмотреть картину до конца, заскучав. Потому что для человека с клиповым сознанием полтора часа смотреть на изумительные пейзажи все равно, что заниматься медитацией без подготовки.
Почему Вырыпаев решил устроить зрителям такой вербальный детокс? Версия, которая напрашивается сразу: замысел фильма сильно модифицировался за шесть лет работы. Картина замышлялась как эпический фильм в фильме с многочисленными интервью священников, монахов, даже самого Далай Ламы, но из-за кризиса и по политическим причинам (польские продюсеры свернули сотрудничество) от нее пришлось отказаться. Возможно, поэтому «Спасение» смотрится как эпиграф к чему-то большему. С другой стороны, и «Война и мир» началась с идеи романа о декабристах, но никто же не смотрит на нее как на раздутый пролог к неудавшемуся эпосу о восстании 1825 года. Другая версия – такую форму подсказывает сама идея фильма. И возможно, в мире, в котором диалог ведется в основном на высоких тонах, а разные культуры живут бок о бок, но не слышат и не понимают друг друга, самым подходящим языком оказывается молчание.
«Спасение» / Россия, 2015 г., 94 мин. Режиссер: Иван Вырыпаев. В ролях: Полина Гришина, Каролина Грушка, Казимир Лиске, Иван Вырыпаев. В прокате с 24 сентября («Киностудия им. Горького»)
Материалы по теме
Ларс фон Триер напишет сценарий к хоррору
14 мая 2014 / Редакция THR RussiaПри этом постановкой картины займется его друг Кристиан Левринг, чей новый фильм спродюсировала компания скандального режиссера.
КомментироватьКинотавр 2015. Главный приз получил фильм «Про любовь» Анны Меликян. Фоторепортаж
14 июня 2015 / Илья МиллерПо два приза получили картины режиссеров из Екатеринбурга – «Ангелы революции» Алексея Федорченко и «Страна ОЗ» Василия Сигарева.
10 необычных картин российского кино
13 сентября 2017 / Редакция THR RussiaВместе с Okko составили для вас топ 10 российских фильмов, которые выходят за рамки стандартных представлений об отечественном кино.
