- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Спасение» Ивана ВырыпаеваРецензия: «Спасение» Ивана Вырыпаева
Дмитрий ОсташевскийТибетские пейзажи, психоделические видения и общечеловеческая мораль – в статичном роуд-муви о поисках Бога.Иван Вырыпаев – режиссер если не с мировым, то с европейским именем. Все его прошлые киноработы - «Кислород», «Танец Дели», отмеченная "Малым золотым львом" «Эйфория» – заставляют задуматься, что «новые формы», о необходимости которых все время говорили герои Чехова, и в самом деле возможны. Внушительный опыт в качестве театрального драматурга и режиссера позволил Вырыпаеву создать собственный жанр, находящийся на стыке сценической и кинодраматургии.
Несмотря на громкое название, «Спасение» - наверное, самый тихий и спокойный фильм Вырыпаева. Статичный, созерцательный, непривычно молчаливый по сравнению с прошлыми его работами.
Юная католическая монахиня (Полина Гришина) впервые с детства покидает пределы польского монастыря и направляется служить в тибетскую миссию. Встречи в пути, медитативные и величественные тибетские пейзажи. Изящный финал. Все это оставляет ощущение путешествия в лимбо и напоминает поэзию некоммуникабельности Антониони…
Некоммуникабельность – сквозная тема фильма, заявленная режиссером еще на ранних этапах работы над картиной. В эпоху глобализации культуры существуют бок о бок, но не находят общего языка. Чтобы доказать это, режиссер ловко работает с культурными и смысловыми противоречиями. С черно-белым одеянием монахини в кадре контрастирует все: тибетские пейзажи и деревушки, собеседники (типичные западные туристы, ищущие ответов в горной вышине), сам вид католического храма с шаолиньским акцентом, и даже та живая юная девушка, в которую сестра Анна превращается, стоит ей сменить рясу на свитер. Это вызывает у зрителя одновременно разрыв шаблона и ощущение объемного присутствия. Видимо, те же чувства возникли и у членов жюри «Кинотавра», назвавших работу Полины Гришиной лучшей женской ролью фестиваля.
Эффект погружения создается и благодаря неизменному вырыпаевскому оператору Андрею Найденову, который на этот раз смог полностью проявить себя. Вместо череды долгих монологов здесь - звонкая тишина высокогорных пейзажей. На их фоне разбросаны диалоги о грехе и пылесосах, U2 и UFO, религии и Боге.
Впрочем, если вы влюблены в мир речитативов автора «Кислорода» и «Бытия №2», не спешите радоваться. Слову, главному герою вырыпаевского художественного мира, в «Спасении» уделено очень скромное место. В фильме всего 2-3 ключевых диалога. Первого приходится дожидаться минут 30, а к моменту второго проходит еще добрых полчаса. При этом сказать, что тексты избыточны и универсальны, нельзя. Скорее, они выглядят как осколки более крупных рассуждений, как вершина Айсберга, большая часть которого скрыта за статичными кадрами.
В итоге у поклонника Вырыпаева после фильма останется ощущение, что его литературный аппетит лишь раздразнили, не удовлетворив. А зритель неподготовленный и вовсе рискует не досмотреть картину до конца, заскучав. Потому что для человека с клиповым сознанием полтора часа смотреть на изумительные пейзажи все равно, что заниматься медитацией без подготовки.
Почему Вырыпаев решил устроить зрителям такой вербальный детокс? Версия, которая напрашивается сразу: замысел фильма сильно модифицировался за шесть лет работы. Картина замышлялась как эпический фильм в фильме с многочисленными интервью священников, монахов, даже самого Далай Ламы, но из-за кризиса и по политическим причинам (польские продюсеры свернули сотрудничество) от нее пришлось отказаться. Возможно, поэтому «Спасение» смотрится как эпиграф к чему-то большему. С другой стороны, и «Война и мир» началась с идеи романа о декабристах, но никто же не смотрит на нее как на раздутый пролог к неудавшемуся эпосу о восстании 1825 года. Другая версия – такую форму подсказывает сама идея фильма. И возможно, в мире, в котором диалог ведется в основном на высоких тонах, а разные культуры живут бок о бок, но не слышат и не понимают друг друга, самым подходящим языком оказывается молчание.«Спасение» / Россия, 2015 г., 94 мин. Режиссер: Иван Вырыпаев. В ролях: Полина Гришина, Каролина Грушка, Казимир Лиске, Иван Вырыпаев. В прокате с 24 сентября («Киностудия им. Горького»)
Материалы по теме
Канны 2013: Ума Турман сыграет противницу гей-движения, а Брюс Уиллис – киллера
16 мая 2013 / Ольга ПавловаА также биопик о Яне Флеминге от Дункана Джонса, вестерн с Мадсом Миккельсеном и сиквел финского «Железного неба» в обзоре важнейших каннских сделок за четверг.
КомментироватьКинотавр 2015. Главный приз получил фильм «Про любовь» Анны Меликян. Фоторепортаж
14 июня 2015 / Илья МиллерПо два приза получили картины режиссеров из Екатеринбурга – «Ангелы революции» Алексея Федорченко и «Страна ОЗ» Василия Сигарева.
8 сквозных тем и сюжетов фильмов 26-го «Кинотавра»
16 июня 2015 / Илья МиллерГерои нового российского кино сидят в социальных сетях, рубятся в игры, возмущаются уродливыми скульптурами и, конечно же, влюбляются.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: