Рецензия: «Темные времена» с Гари Олдманом

Рецензия: «Темные времена» с Гари Олдманом

Май 1940-го. Палата общин выдвигает вотум недоверия Артуру Невиллу Чемберлену, премьер-министру Великобритании. После сложных выборов это место занимает Уинстон Черчилль, однако он не испытывает особых восторгов по поводу поста, о котором мечтал с самого детства. Мир находится в состоянии войны, и, кажется, только Черчилль во всей стране понимает, что рано или поздно Гитлер замахнется и на британские острова.

Гари Олдман неспроста указан на постере даже крупнее, чем Джо Райт: актер умудряется чуть ли не в одиночку тащить на себе всю картину. Черчилль Олдмана – это невероятная по своим масштабам работа: актер воссоздал по записям поведение знаменитого политика, его манеры и особенности движения. Точностью, впрочем, отличается почти вся картина, а не только один конкретный образ: фильм работает с доступной информацией и достраивает остальное так, что у зрителя практически не возникает сомнений в правдивости происходящего.

Когда Олдмана нет на экране, Черчилль незримо присутствует на экране в разговорах других людей – в конце концов, именно он является главным действующим лицом картины. Важным моментом является и то, что Черчилль здесь далеко не идеален: он сварлив, несамостоятелен, несдержан. У него много недостатков, и тем не менее он – единственный, кто способен вытащить страну из ужасного положения. «Мне нечего вам предложить кроме крови, тяжелого труда, слез и пота», - говорит в своей речи Черчилль, сразу же отмечая трудности на пути к миру.

Фильм не пытается охватить всю судьбу знаменитого политика. Вместо этого Райт делает ставку на, возможно, самые важные происшествия в биографии Черчилля – назначение на пост премьер-министра и первые шаги на этом посту. В числе прочего, здесь же показывается и разворачивание операции «Динамо», знаменитого Дюнкеркского чуда, ранее показанного в этом году Кристофером Ноланом в картине «Дюнкерк». Нолан рассказывал о событии глазами солдат; Райт показывает событие глазами верхних эшелонов власти. Здесь же кроется и главное отличие «Темных времен» от других картин, происходящих во время войны: это довольно редкий представитель очень камерных историй. Большая часть событий происходит либо в бункере, либо в кабинете Черчилля, и единственный способ по-настоящему оценить масштаб войны – взглянуть на карту, истыканную булавками. При этом Райт сознательно ограничивает масштаб: приглушенный свет, стены, закрывающие части кадра и другие ухищрения создают практически клаустрофобную картину об одном из самых масштабных событий в истории человечества. Вернее, о человеке, который в этих событиях принимал непосредственное участие.

Все происходящее при этом напоминает чуть ли не агитационную ленту: да, Черчилль не идеален, но он делает все, чтобы привести страну к победе, сплотить ее перед лицом врага и дать достойный отпор. Это не плохо, нет; просто остается какой-то привкус обмана, особенно после картонной сцены в подземке, когда Черчилль спускается к людям узнать их мнение о происходящем. На фоне остального фильма она выглядит чуть ли не чужеродно и шаблонно.

«Темные времена» - фильм не плохой, но очень уж на любителя. Здесь нет убойного экшена или каких-то интересных решительно всем событий. Эта история заинтересует скорее тех, кто либо влюблен в историю, либо очень интересуется Британией. Ну, или просто любит Гари Олдмана.

«Темные времена» выходят в российский прокат 18 января 2018 года.

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора