- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Ученик» Кирилла СеребренниковаРецензия: «Ученик» Кирилла Серебренникова
Ярослав ЗабалуевНемного театрализованное, но от этого не менее злободневное высказывание на важную тему.Подросток Вениамин Южин (Петр Скворцов) заколотил окна в своей комнате, отказывается раздеваться на уроках физкультуры и разговаривает с окружающими исключительно библейскими цитатами. И вполне естественно, что главный конфликт у Вени возникает с учительницей биологии Еленой Львовной (Виктория Исакова), которая все больше сил отдает тому, чтобы убедить школьника в том, что Бог — архаичная концепция, противная теории Дарвина. С другой стороны, в друзья и апостолы к Южину напрашивается хромоногий одноклассник Гриша (Александр Горчилин), которого Веня обещает вылечить наложением рук и молитвой.
Режиссер Кирилл Серебренников — верный последователь Бертольта Брехта. И не только в смысле изобразительных средств, но прежде всего в уверенности, что театр и вообще искусство должны находиться на острие актуальной повестки дня и говорить о максимально злободневных вещах.
Характерно, что для этих несомненно благородных целей Серебренников часто использует произведения русской и зарубежной классической литературы, чем вызывает беспокойство надзорных органов и смешанные чувства публики: он частенько дописывает за Николаем Гоголем («Мертвые души») или Иваном Гончаровым («Обыкновенная история»).
Однако «Ученик» Мариуса фон Майенбурга — несомненная и абсолютная удача. Совсем свежая европейская пьеса, которую режиссер очень быстро адаптировал под российскую действительность, а потом так же стремительно решил экранизировать с теми же актерами — за исключением главного героя: на сцене «Гоголь-центра» его играет Никита Кукушкин.
Разумеется, удачную театральную постановку на злобу дня при переносе на экран подстерегал целый ряд опасностей. Прежде всего неизбежная при таких скоростях и фигуре постановщика театральность действа. В самом по себе жанре телеспектакля ничего дурного нет, однако такие фильмы редко предназначаются для большого экрана.
В случае с «Учеником» эта проблема в значительной мере была решена приглашением Владислава Опельянца — оператора последних фильмов Никиты Михалкова, — который способен навести глянец даже на сцену в грязном окопе. Удивительно, но здесь камера не напоминает о рекламе кофе, а двигается энергично и небанально. Выбранные ракурсы не дают зрителю расслабиться на длинных разговорных сценах, из которых в значительной степени состоит картина.
С другой стороны, персонажи по-театральному условны. Если побороть неизбежное раздражение от несколько утрированных интонаций и мизансцен, в контексте «Ученика» это перестает быть недостатком, поскольку таким образом создается эффект присутствия — актеры хоть и не обращаются к зрителю напрямую, но явно проверяют прочность пресловутой четвертой стены.
Собственно, взаимодействие со зрителем, его реакция на происходящее на экране — едва ли не самое любопытное, ценное и попросту главное, что есть в фильме. После первых фестивальных показов было очень занятно наблюдать за тем, как люди, выходя, обсуждают, с кем из героев себя ассоциируют.
На протяжении фильма Серебренников действительно ловко жонглирует симпатиями зала. Поначалу диковатый главный герой в какой-то момент показывает, что называется, характер и проявляет известную рассудительность. Его оппонентка — наоборот: вроде бы толковая и ироничная, постепенно, как говорится, слетает с резьбы и уходит в стыдную истерику, которая подменяет декларируемые ею принципы.
Проще говоря, мэтр подводит зрителя к тому несложному, но некомфортному выводу, что слепой фанатизм плох во всех проявлениях — даже если отстаивается самая правильная и разумная точка зрения. Отсутствие здравого смысла неизбежно приводит в бездну правых, левых, либералов, консерваторов, креационистов, дарвинистов — всех, кто не дает себе труда поверять поступки умом и совестью.
Более ценного и актуального высказывания сегодня, пожалуй, и не придумать.
«Ученик» / Россия, 2016 г. Режиссер: Кирилл Серебренников. В ролях: Виктория Исакова, Петр Скворцов, Александр Горчилин, Юлия Ауг, Александра Ревенко, Антон Васильев, Николай Рощин, Светлана Брагарник, Ирина Рудницкая, Марина Клещева. В прокате с 13 октября («Вольга»)
Материалы по теме
Рецензия: «Машина Мюллер» в «Гоголь-центре»
09 ноября 2016 / Эвелина ГурецкаяСкандальный спектакль Кирилла Серебренникова с голыми артистами.
КомментироватьЧулпан Хаматова в проекте «Звезда» «Гоголь-центра»
27 апреля 2017 / Эвелина ГурецкаяTHR сходил на спектакль «Звезда», который посвящён судьбам и творчеству пяти великих русских поэтов ХХ века: Бориса Пастернака, Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Михаила Кузмина и Владимира Маяковского.
Канны 2018: объявлен состав жюри
18 апреля 2018 / Редакция THR RussiaПомимо Звягинцева в него вошли Кристен Стюарт и Дени Вильнев.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: