- Главная
- →
Кино- →
Режиссер «Высотки» Бен Уитли: «Музыка Portishead всегда задевала меня за живое»Режиссер «Высотки» Бен Уитли: «Музыка Portishead всегда задевала меня за живое»
Редакция THR RussiaСоздатель фильма рассказал THR о стилистике 70-х, маленьких хитростях на съемочной площадке и о том, как он получил возможность экранизировать роман Джеймса Балларда.В эксклюзивном интервью THR режиссер «Списка смертников» и «Поля в Англии» рассказал много интересного про зарождение идеи экранизировать мрачную притчу Джеймса Балларда и раскрыл многие секреты со съемок.
Стилистика картины
Ситуация была непростой, потому что была опасность полностью погрузиться в стилистику кино 70-х. Это было бы сложно, пришлось бы снимать все на пленку, чтобы добиться аутентичности. Но потом я понял – мы снимаем здесь и сейчас. Не нужен никакой пастиш, мы должны использовать современные технологии и видеть все глазами нас сегодняшних. Мы понимали, что снимаем в декорациях, которые не выглядят реалистичными, так что мы избавились от псевдодокументального подхода моих предыдущих фильмов. Мы построили декорации, квартиры с отсутствующими стенами, чтобы можно было снимать с любого угла, и фактически жили внутри них. Мне кажется, особенность Лори (Лори Роуз, оператор фильма - прим. THR) в том, как он снимает ручной камерой. У него не репортажная манера, знаете, как в программе новостей, а скорее наблюдающая, как будто вы находитесь в комнате и смотрите на все его глазами. Это отличает его от других операторов – у него есть интуиция, которая не позволяет ему быть слишком агрессивным или резким. Тяжело это объяснить, но именно его манера увлекает и позволяет вам плыть по течению фильма.
Мы не могли позволить себе построить очень много декораций. Комнаты в высотке все выглядят очень похожими, так что мы с нашим художником по декорациям Паки Смитом построили такой конструктор из частей комнат. Каждую из декораций можно было разобрать и перестроить, создать новую квартиру. Вы не поймете, что вы в одном и том же помещении, пока не заметите бетонные откосы стен. Так что кажется, что здание все время вторгается в жизни людей всеми этими острыми углами. Архитекторы часто рисуют эскизы, и на бумаге это выглядит здорово, но жизнь внутри такого дома может сильно давить на вашу психику. Кажется, что стены все время наползают на вас.
Вид комнат менялся в зависимости от персонажей – например, квартира Уолтера и Эллен была намного более загроможденной и хаотичной из-за детей. Мы хотели таким образом создать вид обжитого, уютного места. В то же время квартира Роберта Ланга (герой Тома Хиддлстона - прим.THR) все время выглядит так, как будто он только что переехал. Он вообще с момента заселения не достает вещи из коробок, они просто стоят как тотемные столбы. Он даже пленку с пола не снимает.
Выбор локаций
Мы снимали в Белфасте и Бангоре. В Бангоре мы снимали в старом спортивном центре, который был построен в 1972 году. И это было по-настоящему интересно – мы использовали там бассейн и залы для игры в сквош, но главное было физическое ощущение здания, его возраст, его форма. Мы сняли там все сцены бунта и массового безумия, когда толпа несется по коридорам. Когда смотрите на фото всех этих журналов 70-х, там нигде нет правды жизни. Я хотел найти в себе силы уловить и даже попасть в тот временной период, настоящий, а не придуманный. Но все равно это не настоящие семидесятые, а футуристический взгляд на них.
Знакомство с Джереми Томасом
Я как-то посмотрел на свою книжную полку, увидел роман «Высотка» и подумал: «Почему никто ее не экранизировал?». В детстве это была моя любимая книга. То же самое было с «Голым завтраком» и «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе». Это такие части обряда посвящения в запретный мир – вы прочитали эти книги, выкурили свой первый косяк, впервые понюхали спиды, все в таком духе (смеется). До этого я использовал оригинальные сценарии, но наступило время, когда мы могли себе позволить купить лицензию на книгу. Я поговорил со своим агентом и выяснил, что права на книгу принадлежат Джереми Томасу (британский продюсер, работал с такими режиссерами, как Дэвид Кроненберг, Терри Гиллиам, Нагиса Осима и многими другими – прим. THR). Все произошло очень быстро – с моего взгляда на книжную полку до встречи с Джереми Томасом прошло три дня. Мы встретились, и в ответ на мое предложение он сказал, что буквально за несколько дней до этого посмотрел «Раз! Два! Три! Умри!». Забавно, если бы я связался с ним на 3-4 дня раньше, до того, как он посмотрел мой фильм, никакого разговора бы, возможно, и не произошло. Просто какой-то чувак приходит и просит продать ему права на «Высотку», ну мало ли?
Я помню Джереми по всяким программам по телеку и по документалке про съемки «Обеда нагишом». Я никогда не думал, что попаду в этот мир, он казался таким далеким. Ну вы понимаете, это же человек, который помогал создавать «Последнего императора». Он сказал: «Ладно, может быть». Я поговорил с Эми (Эми Джамп, сценаристка фильма и жена Бена Уитли – прим. THR), и она не была в восторге. Она любит сама писать сценарии, а не адаптировать чужие произведения, тут она нервничала, но все же согласилась. Я принес ее сценарий Джереми и сказал: «Если тебе нравится, то мы беремся, если нет – тогда нет». И ему понравилось. Это было потрясающе, а главное – все случилось так быстро. Иногда быть наглым очень помогает.
Актерский состав
Кастинг очень важен, едва ли не самое важное в фильме. Причем вы не можете просто тыкать пальцем в список актеров и актрис, которые вам нравятся – тут сразу возникают вопросы графиков, гонораров и всего такого прочего. Тут мне повезло, я работал с самым звездным актерским составом за всю свою карьеру. Еще важно, что многие персонажи вообще не встречаются по сюжету, так что они не могли как-то притираться и придумывать новые нюансы, общаясь друг с другом. Так что приходилось балансировать разные манеры актерской игры, знаете, когда актеры не встречались, но их сцены смонтированы одна вслед за другой. Это было непросто. Обычно я предпочитаю работать с одними и теми же актерами в своих фильмах, я уже знаю, что они не подведут и что с ними весело, но после «Высотки» число таких людей выросло – я со многими теперь хотел бы встретиться еще раз!
Спецэффекты
Найти здание было непросто – большинство снесли, остались только слишком очевидные, типа Треллик-тауэр, а ехать в Европу и искать там означало жульничать. Построить модель было почти так же дорого, как построить настоящее здание. Так что оставались спецэффекты. Я договорился с компанией Milk, с которой работал вместе на сериале «Доктор Кто», и они сделали все эти компьютерные эффекты. По-моему, это было правильное решение. Они создали и здание, и виды с балкона, и сад на крыше – все это благодаря их стараниям. Я люблю и всякие оптические иллюзии. Например, там есть сцена, где мальчик Тоби лезет по переносной лестнице с балкона на балкон. По идее, это не очень сложно снять, но когда у вас ребенок-актер и нужна куча всяких незаметных страховочных средств, это может стать очень затратным. Так что я предложил положить лестницу на землю и снять актера, Луи (Луи Сюк, игравший Тоби – прим. THR) как будто бы лезущим по ней, а на деле ползущим по земле, положив камеру на бок. Мы сняли эту сцену как в старом сериале «Бэтмен и Робин», добавили компьютерные эффекты, ну и это сработало. Такие фокусы на съемочной площадке всегда меня радуют.
Музыка
Мы работали с композитором Клинтом Мэнселлом несколько месяцев. Мне нравится, как он может взять приятную мелодию и слегка исказить ее. Я думаю, то же самое происходит и со зданием – это такое шикарное место жительства, с которым что-то пошло не так. По мере развития сюжета музыка становится все более дисгармоничной, и, по-моему, все дело в самой душе Клинта – в нем есть какая-то меланхолия. Но он делал и прекрасные помпезные оркестровки, которые как бы подчеркивают всю привилегированность положения тех, кто удостоился жизни в высотке. У нас там было много музыкальных тем – тема предательства, тема Роберта, женская тема. К финалу фильма женская тема становится все громче и громче. Еще я использовал ту же идею, что и в «Раз! Два! Три! Умри» – пустить в саундтреке две версии одной и той же песни. Там это были условные мужские и женские каверы на "Season of the Witch" и "Tainted love", а в «Высотке» похожая ситуация с песней ABBA "SOS". Оригинальной версии нет, но есть оркестровая оранжировка на вечеринке и намного более пронзительная, мрачная версия Portishead. Музыка Portishead всегда задевала меня за живое, и когда вы услышите, как Бет Гиббонс поет текст "SOS" в фильме – поверьте мне, вам будет горько.
Фильм «Высотка» выходит в прокат 14 апреля.
Материалы по теме
«Высотка», «Хардкор» и еще 7 самых интересных фантастических фильмов 2016 года
13 января 2016 / Михаил ТороповНовый продюсерский проект Бекмамбетова, фильмы Дени Вильнёв и Джефф Николс, экранизации Нила Геймана и Джеймса Балларда, кино про огромного монстра, Нуми Рапас в роли 7 сестер – это и многое другое ждет любителей фантастики в новом году.
КомментироватьНовые трейлер и постер: «Высотка» с Томом Хиддлстоном
16 марта 2016 / Редакция THR RussiaИсследование жизни, белый конь, разделение власти, соблазнительные девушки и заговоры — в картине Бена Уитли.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: