Режиссер «Закона рынка» Стефан Бризе: «Сотрудник в руках начальника-самодура превращается в пушечное мясо»

Режиссер «Закона рынка» Стефан Бризе: «Сотрудник в руках начальника-самодура превращается в пушечное мясо»
Стефан Бризе

Как начинался этот проект?

Мои фильмы всегда касаются личного, интимного, но при этом я не отделяю человека от его социального окружения. Я наблюдаю за тем, как механизмы жестокого общества влияют на человечность: например, равнодушное отношение социума к безработным. Этот сценарий я написал вместе с Оливье Горс. Мы давно с ним знакомы, но прежде еще не сотрудничали. Его точка зрения на социальные и политические темы мне очень близка и понятна.

Каким вы видели этот проект?

С самого начала я знал, что фильм будет снят небольшой командой и с непрофессиональными актерами, которые составят компанию Венсану Линдону. Я пошел еще дальше: заявил продюсерам, что я, будучи сопродюсером проекта, хочу, чтобы нам уменьшили гонорары в пользу производственных нужд и нормальных ставок для съемочной группы. Такой подход уместен ни на каждом проекте, но в нашем случае обстоятельства располагали. Тема фильма и способ финансирования вторят друг другу, и мне нравится такое соответствие. Довольно актуальное решение, если вспомнить, сколько внимания индустрия уделяет вопросам финансирования производства. В итоге мне пришлось переосмыслить подход к постановке фильма, равно как и саму тему картины.

Кадр из фильма "Закон рынка"

Вы положились на интуицию, пригласив в партнеры Венсану Линдону непрофессиональных актеров. Кому-то это решение может показаться странным…

Я вынашивал эту идею довольно долго. Я уже снимал непрофессиональных актеров в маленьких ролях и каждый раз чувствовал, что приближаюсь к правде жизни. А именно этого я и добиваюсь в своих работах. Но в этот раз я решил пойти еще дальше: я специально бросил Венсана в самую гущу неопытных артистов, ведь для него это был новый опыт. Я буду придерживаться подобного подхода и дальше, сталкивая профессионалов с непрофессионалами в будущих проектах.

По какому принципу вы выбирали неопытных артистов?

В сценарии были роли охранника, банкира, сотрудника биржи труда, кассира. Первым делом мы с кастинг-директором отсмотрели людей, которые работают в той же области, что их персонажи. Результат меня поразил. Некоторое время я сомневался, что им по силам тягаться с профессиональными актерами, но теперь я убежден, что не каждый артист способен на то, что могут они. Люди, пришедшие на кастинг, окунаются в совершенно незнакомый для них климат, и уму непостижимо, как им  удается оставаться самими собой перед камерой! Настоящая мистика. Я до сих пор под впечатлением.  

Изменился ли как-то стиль игры Венсана в связи с этим?

Да, определенно. Я знаю его довольно хорошо, поскольку это уже наш третий совместный фильм. В картинах «Мадемуазель Шамбон» и «Несколько часов весны» Венсан был великолепен, но здесь он достигает совершено иных высот. Он научился отпускать ситуацию, доверять себе и своим партнерам. Кстати, этому научился и я. Мы почти не подстраховывались.

Кадр из фильма "Закон рынка"

Почти?

Я вижу направление, в котором нужно вести команду, знаю, каким должен быть результат. Я не привык надеяться на чудо. У меня есть план, и я рассматриваю разные варианты развития событий, стараясь все держать под контролем.  

Что особенного в вашей картине с технической точки зрения?

Во-первых, я выбрал оператора, который до этого снимал только документальное кино. Эрик Дюмон — молодой специалист, которому нет и 30-ти. Я искал профессионала, за которым не надо было бы вечно приглядывать. Вместе мы очень подробно обсуждали каждую сцену, обдумывали, с какого ракурса ее лучше снимать, а затем он переводил все наши задумки на язык кино, становясь чуть ли не полноправным актером на площадке. Меня интересовала точка зрения героя Венсана, взгляд от его лица. Все, что он видит и слышит, для меня было очень важно. Нужно было поймать, почувствовать сцену с позиции героя. От того, как Эрик выставлял кадр, порой зависел смысл фильма. Местами съемки походили на поединок:  боксера бьют в лицо, при этом не особо-то и важно, кто его ударил, важно лишь то, какую боль он испытал. Кроме того, мы использовали широкоугольные объективы, чтобы расширить поле зрения героя.

Вы бы назвали этот фильм политическим?

Да. Перед нами жизнь мужчины, который отдает компании 25 лет и внезапно остается без работы, поскольку его босс решает перевезти фирму в другую страну и сэкономить, таким образом, на рабочей силе. Герой ведь оказывается на обочине не потому, что плохо справлялся со своими обязанностями. Тьерри – всего лишь винтик в игре акционеров, которые хотят пополнить банковские счета.  Он – не более чем цифра в статистике по безработице, о которой мы слышим в новостях каждый день. Безработице в газетах могут посвятить две строки, но ведь за ними же стоят тысячи человеческих трагедий. Мы не хотели скатываться до каких-то душещипательных клише. Тьерри – нормальный мужчина, хотя это понятие сильно изменилось в последние годы. Герой стоит перед сложной ситуацией: после закрытия фабрики он два года не может устроиться на работу, поэтому вынужден принимать любые предложения. Как он поступает, оказавшись на новом месте перед непростым моральным выбором? Старается сохранить его, становясь сообщником несправедливой системы, или же снова возвращается к безработной жизни? Месту человека в системе и посвящена главная тема фильма. 

Кадр из фильма "Закон рынка"

Безработной жизни Тьерри уделено довольно много экранного времени. С чем это связано?

Я считаю этот период важным. Необходимо показать жизнь Тьерри в контексте социального унижения, которое ему приходится терпеть из-за безработицы. Все эти посещения биржи труда, его безрезультатные стажировки и интервью по скайпу, проблемы с банком и многое другое. Тут нет жестоких людей, но каждый, сам того не осознавая, сопричастен к насилию над человеком. Таков мир. Наблюдая за Тьерри, мы понимаем, что у героя попросту нет другого выбора, это во многом объясняет его дальнейшие поступки.

В то же время вы отказываетесь писать злободневный портрет людей его профессии, которые зачастую выглядят карикатурными.

Люди, с которыми я имел дело в жизни, вовсе не карикатуры. Я не встречал людей в форме, злоупотреблявших своей небольшой властью, зато хорошо помню доброжелательных охранников, как среди мужчин, так и женщин. Я добавил в сюжет то, что обычно не случается в крупных супермаркетах. Менеджер увольняет работника, когда тот роняет шляпу, затем отказывается на его место брать кого-то другого, чтобы сократить расходы на зарплаты и самому на этом нажиться.

Вы этот случай придумали или где-то о нем услышали?

Я услышал эту историю много лет назад, но приберег ее, чтобы вернуться к ней после. Одно дело, когда менеджеры просто ищут способы набить себе карманы, а другое — когда от этого страдают люди. Хорошая работа сейчас — на вес золота. Корпорации властвуют судьбами миллионов людей. Если в компании здоровая атмосфера, то все сотрудники пребывают в гармонии. Но когда компанией управляет самодур, то работник в его руках превращается в пушечное мясо. 

Материалы по теме

  • Канны 2015: Золотую пальмовую ветвь получил «Дипан» Жака Одиара

    24 мая 2015 / Редакция THR Russia

    Награду за лучшую женскую роль поделили Руни Мара («Кэрол») и Эмманюэль Берко («Мой король»).

    Комментировать
  • Рецензии: «Роден» Жака Дуайона

    22 сентября 2017 / Эмилия Деменцова

    Неброский фильм о гениальном скульпторе, призванный воскресить в зрителях тягу к посещению художественных галерей.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus