Голос «Железного человека» Роберт Хэйс о герое Роберта Дауни-мл: «В первой части он был еще ничего»

Голос «Железного человека» Роберт Хэйс о герое Роберта Дауни-мл: «В первой части он был еще ничего»

После выхода на экраны фильма «Железный человек» зритель привык ассоциировать образ Тони Старка с именем Роберта Дауни-мл. За все эти годы его версия супергероя настолько сильно закрепилась в сознании современной аудитории, что даже многочисленные сценаристы и художники Marvel Comics больше не могут без нее обходиться. Но разве может единичная актерская трактовка (даже весьма успешная) заставить всех напрочь забыть о более чем полувековой истории существования этого супергероя в захватывающем мире комиксов и анимации?

На эту тему мы решили поговорить с американским актером Робертом Хэйсом, принявшим непосредственное участие в создании таких разношерстных проектов, как «Аэроплан» (1980), «Звездный человек» (1986 – 1987), «Супермен» (1996 - 2000) и многих других.

Но, пожалуй, одним из главных поворотных моментов в карьере Хэйса стала его впечатляющая работа над мультсериалом «Железный человек» (1994 – 1996; 2 сезона, 26 эпизодов), где он подарил свой уникальный голос Тони Старку. Для тех, кто не в курсе - именно мистер Хэйс в свое время завоевал признание целого поколения юных телезрителей 90-х, сумев наиболее точно передать всю палитру сложного и далеко неоднозначного характера главного героя, как это и было задумано в классических комиксах о Железном человеке авторства Боба ЛэйтонаДжона Бирна и Лена Камински.

Роберт Хэйс дал THR эксклюзивное интервью, в котором рассказал о своей карьере, отношении к герою Дауни-мл. и многом-многом другом.  

Мистер Хэйс, хотел бы показать вам один интересный снимок из журнала Marvel Age Magazine (#140; сентябрь 1994 года. — прим автора). Этот выпуск вышел приблизительно в одно и то же время с мультсериалом про Железного человека.

Ничего себе раритет! Можно взглянуть? Боже мой, как же я тогда был молод! Сразу видно, что забыл утром побриться (Смеется). Приятно, что ты в своем возрасте интересуешься такими вещами, а то моя память уже не столь хороша. Спасибо, что напомнил о былых временах.

Расскажите, как изначально складывалась ваша карьера в Голливуде и что побудило вас стать актером?

Всё началось с того момента, когда моя семья переехала в небольшой городок Эль-Кахон (находится рядом с Сан-Диего, штат Калифорния. — прим. THR). Там я поступил в местный колледж Grossmont, где моими любимыми предметами стали, как ни странно, физкультура и актерское мастерство. Я стал все больше и больше склоняться ко второму варианту и постепенно осознал, что мне всерьез хочется попробовать свои силы в этом ремесле. Я просто обожал смотреть старые американские фильмы и мог буквально часами наблюдать за потрясающей игрой таких великих исполнителей, как Хамфри Богарт, Кэри Грант, Джеймс КэгниГэри Купер и Джимми Стюарт

Эти легендарные актеры вдохновляли меня с раннего детства, поскольку они олицетворяли собой те качества, которыми, с моей точки зрения, должен обладать настоящий мужчина: смелость, доблесть, отвага и, конечно же, незаменимое чувство юмора, помогающее найти выход из любой жизненной ситуации.

За всю мою длительную карьеру у меня было много разных ролей, но, пожалуй, самая запоминающая роль экшн-героя была в фильме «Пятьдесят на пятьдесят» (1992), где я предстал в образе Сэма Френча. Мы долго работали на съемках в Малайзии, и там я успел подружиться с актером Питером Уэллером. Он оказался не только классным парнем, но и весьма образованным человеком (Уэллер имеет степень магистра по искусству эпохи Ренессанса и древнего Рима. — прим. THR). Меня до сих пор забавляет тот факт, что когда-то Железный человек и Робокоп вместе носились по джунглям без своих бронированных доспехов (Cмеется).

Интересовались ли вы с детства комиксами? Каким образом вам удалось попасть в мультсериал «Железный человек»?

Мне всегда нравилось читать комиксы про Бэтмена и Человека-паука. Тем не менее, лично для меня самым величайшим супергероем всех времен и народов всегда был, есть и будет Супермен. Что касается Железного человека, то я до победного конца бился за роль Тони Старка, увидев в этом уникальную возможность осуществить свою давнюю детскую мечту – стать истинным супергероем. Ты даже представить себе не можешь, что я чувствовал, когда ребята из Marvel единогласно утвердили мою кандидатуру на эту роль. Вскоре я встретился с самим Стэном Ли, одним из создателей Железного человека, и он от всей души поздравил меня с этим знаменательным событием. Он рассказал мне о том, в каком направлении будет двигаться наше шоу, и поделился своими личными мыслями по поводу Тони Старка. Кстати говоря, Стэн даже подарил мне один из юбилейных выпусков комикса о Железном человеке со своим автографом, который я и по сей день бережно храню у себя дома.

Столкнулись ли вы с какими-нибудь сложностями, когда совершили достаточно резкий и неожиданный переход из кино в мультипликацию?

Работа над «Железным человеком» стала для меня очень интересным экспериментом. Ребята из Marvel знали, на что я способен и были полностью уверены в том, что мне по силам привнести в эту роль не только определенную долю юмора, но и нечто более серьезное. Когда актеры буквально сутками трудятся в студии звукозаписи и никто не стоит у них над душой, то они постепенно начинают ощущать невероятную степень свободы. 

Я хотел передать посредством  собственного воображения и голоса не только все тонкости авторского текста, но и массу всевозможных чувств и эмоций, свойственных Тони Старку и его загадочному альтер-эго. Тот бесценный опыт, который я получил на «Железном человеке», помог мне ещё глубже раскрыть актерский потенциал. Я всегда считал перевоплощение в образ Тони Старка своей однозначной творческой удачей, ведь далеко не каждому голливудскому актеру удается сыграть такую замечательную роль.

Предлагало ли вам тогдашнее руководство Marvel ознакомиться с многолетней историей Железного человека в комиксах? Или дело ограничилось лишь только сценарием?

Ещё до того, как Marvel запустила наше шоу в 1994 году, я был неплохо подкован в теме. Особенно мне нравились сюжеты «Demon in a Bottle» и «Armor Wars» от Боба Лэйтона и Дэвида Микелайни. Так что не было особой необходимости перелистывать горы комиксов. Что касается самого сценария, то, к сожалению, ничего продуктивного в этом плане не происходило вплоть до запуска второго сезона. Нельзя не признать, что весь первый сезон получился откровенно слабым, за исключением, пожалуй, прогрессивной электронной музыки Кита Эмерсона. В то время мы с моей бывшей женой (Шери Кэрри – солистка группы The Runaways. — прим. THR). часто посещали концерты его группы Emerson, Lake & Palmer.

Меня заинтриговало ваше высказывание относительно первого сезона. Знаете ли вы, что многие фанаты до сих пор нелестно отзываются о нем?

Да, и хорошо их понимаю. Когда я впервые получил роль Тони Старка, то думал, что мы последуем примеру комиксов и тут же перейдем к серьезной драме, но в итоге получилось так, что на протяжении всего 1994 года нам приходилось иметь дело с какими-то смешными, а порой и весьма нелепыми сценами. Я до сих пор не могу никак смириться с тем, что главной целью первого сезона, как мне кажется, был не творческий прорыв, а всего-навсего раздутая рекламная кампания, связанная с продажей многочисленных игрушек, футболок и прочих немыслимых вещей с изображением Железного человека.

В общем, весь этот бред длился вплоть до запуска второго сезона в 1995 году, когда произошла полная смена старой команды и мы наконец-таки получили шанс изменить ситуацию к лучшему. Чего только стоила одна вступительная заставка с памятным изображением Витрувианского человека Да Винчи, силуэтами самых известных доспехов Старка и, конечно же, потрясающей музыкой молодого композитора Уильяма Андерсона.

Насколько изменилось положение дел по сравнению с первым сезоном? 

Новые сценаристы и художники не только заново переосмыслили всю структуру мультсериала, но также начали успешно адаптировать наиболее известные сюжеты из комиксов о Железном человеке. Наша команда ничуть не сомневалась в том, что именно в этом кроется залог истинного успеха. Для всех это было подобно глотку свежего воздуха. Впервые в истории анимации мы получили редкую возможность погрузиться в потаенные глубины психологии Тони Старка: частая и резкая смена настроения героя, его склонность к саморазрушению, изолированность от общества, сложные отношения с женщинами и абсолютный отказ от чьей-либо помощи.

И для меня, как для актера, самое интересное заключалось в том, что под конец этого шоу Тони, пройдя через все мыслимые и немыслимые испытания, наконец-таки научился доверять близким людям и впервые в жизни осознал всю непререкаемую ценность человеческой дружбы.

Есть ли у вас какие-нибудь любимые моменты из второго сезона?

Я часто вспоминаю о том эпизоде, где Тони воссоединяется со своим отцом, которого он давно считал погибшим. Для него это сильнейшая психологическая встряска. Мне очень хотелось правдиво передать всю степень эмоциональной напряженности в их и без того непростых взаимоотношениях, где многое построено на лжи.

Какая личность вам ближе по духу – Тони Старк или Железный человек?

Без сомнения, Тони. Меня всегда притягивало в нем то хрупкое равновесие в сценах, где он находится внутри  брони, и теми редкими моментами, когда Старк предстает перед нами в обличии обычного человека со всеми своими достоинствами и недостатками. К тому же мне нравится то, как быстро он обрабатывает информацию и принимает решения: таким образом герою удается молниеносно устранять любые проблемы при помощи им же созданных гаджетов. Взять, к примеру, броню Железного человека: в нашем сериале было несколько вариантов костюма, и Старк выбирал тот, что лучше всего подходил к экстремальным условиям, в которых он находился. Если говорить о моем отношении к современным технологиями, то в этой сфере я разбираюсь довольно плохо (Смеется).

Как вы оказались в мультсериале «Человек-паук» (1994 - 1998)? Что вам больше всего запомнилось в работе над проектом?

Опыт работы над «Человеком-пауком» в корне отличался от того, который я получил в «Железном человеке». Я сотрудничал с другой командой режиссеров, актеров и аниматоров, у которой был свой творческий подход. Это касалось не только общего видения проекта, но и визуальной стороны шоу. Больше всего мне запомнилась встреча с Кристофером Дэниэлом Барнсом, который  играл роль моего сына в телесериале «Звездный человек». Тогда Крис был совсем ещё подростком и только начинал делать первые шаги в актерской профессии.

Представь себе мое удивление, когда 10 лет спустя мы  встретились с ним на озвучке «Человека-паука» и я вдруг понял, что тот 13-летний парень сильно возмужал и стал чуть ли не звездой благодаря роли Питера Паркера. Думаю, у нас с ним получился неплохой супергеройский дуэт, ведь по тем временам это была действительно большая редкость - увидеть Железного человека и Человека-паука на одном экране. Многие зрители были просто без ума от этой идеи. Если хорошо поразмыслить, то у нас уже тогда существовала своя Анимационная вселенная, где самые известные супергерои пересекались друг с другом ещё задолго до того, как Marvel начали делать это в своих фильмах.

Что вы думаете о Роберте Дауни-мл. и его версии Железного человека на большом экране?

В первой части он был еще ничего, я с интересом наблюдал за его энергичной игрой. Но с каждым новым фильмом Дауни-мл., на мой взгляд, стал все больше отходить от роли и все чаще пародировать самого себя. Когда дело заходит об актерской профессии, я всегда предпочитаю говорить только правду.

Почему современные зрители отдают своё предпочтение супергеройским блокбастерам, нежели оригинальным комиксам и мультсериалам?

Хороший вопрос. Возможно, я покажусь немного старомодным, но мне не нравится делить все на жанры. Важно лишь то, насколько качественно реализован проект.

Что, на ваш взгляд, ждет Железного человека в будущем?

В случае со столь ярким персонажем как Железный человек, первое. что приходит на ум, — это параллель с Гамлетом. Всегда найдутся новые актеры, которые захотят как-то поэкспериментировать с ролью Тони Старка и привнести в неё что-то своё, сугубо личное. А вот будет ли очередная версия этого супергероя такой же актуальной и популярной, как и все предыдущие, решать не нам, а широкой публике.

Мистер Хэйс, в следующем году вы отметите 70-летний юбилей. Чувствуете ли себя как-то особенно в связи с этой датой? 

Мне очень приятно, когда зрители испытывают только положительные эмоции по отношению к тому, что я сумел сделать за долгие-долгие годы в самых разных сферах искусства: будь то театр, кино или телевидение. Поверь мне, это большая честь для каждого артиста. Я люблю общаться со своими поклонниками и с радостью обсуждаю с ними любые темы.

Кстати, мне только что в голову пришла интересная мысль. Ты ведь первый журналист из России, который берет у меня интервью и за последние пару десятилетий захотел побеседовать со мной о том, о чем другие давным-давно уже забыли. Я всегда несколько скептически относился к прощальным словам в духе "Хотелось бы пожелать вам того-то и того-то”. Вижу, у тебя при себе комикс о Железном человеке (выпуск #280 от сценариста Лена Камински и художника Кевина Хопгуда. — прим. автора). Если ты не против, я мог бы напоследок зачитать тебе что-нибудь из него.

Я только за! На этой странице, как мне кажется, есть хороший монолог Тони Старка о неминуемости смерти.

Ну что ж, попробуем… “Я должен смириться c тем, что умираю и с тем, что это уже никому не по силам предотвратить. Я был предан наукой, технологиями и всем, во что я когда-либо верил. Я жив, но внутри все мертво. От Энтони Старка больше ничего не осталось, кроме этой чертовой металлической оболочки!” (прим. автора - аудиозапись с голосом мистера Хэйса на англ. языке

Благодарю тебя за беседу. Спасибо, что проделал такой долгий путь из Москвы в Лондон. К сожалению, все мои познания в русском языке ограничиваются лишь двумя краткими словами "да и нет" (Смеется). Ведь реальной возможности побывать в вашей замечательной стране и подробно изучить её богатую и самобытную культуру у меня никогда не было. Но очень хотелось бы побывать в России и обязательно посетить Москву. 

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus