Роджер Корман: Как я снял 400 фильмов, учил Копполу и пытался вернуть через суд свое состояние

Роджер Корман: Как я снял 400 фильмов, учил Копполу и пытался вернуть через суд свое состояние
Роджер Корман.

Жизнь 89-летнего режиссера и продюсера Роджера Кормана похожа на роман в трех частях. В первой рассказывается, как он сделал более 400 фильмов, заработав на них более 100 миллионов долларов, и по сути изобрел независимый кинематограф; как он выступал в роли наставника Джеймса Кэмерона, Фрэнсиса Форда Копполы и Рона Ховарда и как он получил «Оскар» за вклад в кинематограф.

Во второй части он потерял большую часть своих денег. В это трагической истории он судился со своими детьми, работником банка, зажавшим его сбережения, и менеджером хедж-фонда, заявившим, что он не «черный Берни Мейдофф (основатель одной из крупнейших финансовых пирамид в истории – прим.THR). Третья часть еще не дописана – в ней Корман будет бороться в суде за возврат своих сбережений. Процесс должен состояться в Лос-Анджелесе в этом году.

Корман (слева) с женой Джули, Богдановичем, Пэкстоном, Фондой, Дерном и «Оскаром» на заднем плане. «Мы не знали, куда его поставить, - говорит Корман. – Джули предложила освещенную мраморную колонну посреди комнаты, но я подумал, что это перебор».

«Если вы просто бизнесмен, вы не снимете хорошее кино, - Корман рассказывает про свою карьеру, сидя с Джулией, своей женой и партнером по бизнесу на протяжении 46 лет, в гостиной их дома в Санта-Монике. – А если вы просто творческая личность, вы потеряете деньги. Надо быть бизнесменом, чтобы понимать искусство и наоборот». Их дом выглядит довольно скромно по голливудским стандартом и внутри представляет собой стилистический винегрет, где картины современных художников соседствуют с египетским троном. Корман говорит, что он очень зол из-за того, что ему приходится бороться в суде за свои деньги в том возрасте, когда его сверстники отдыхают на пенсии, но произносит это в такой спокойной и собранной манере, что, кажется, именно злость помогала ему в его карьере, начиная с 50-х и съемок его первого фильма «Монстр со дна океана».

Корман переехал с семьей в Беверли Хиллз, когда ему было 14 и после окончания колледжа в Стэнфорде устроился работать в компанию 20th Century Fox. Вскоре работа там ему надоела, и он попросил у отца ссуду для создания собственного фильма. Отец отказал, и тогда Корман предложил школьным друзьям вложить в фильм по тысяче или по 500 долларов за право получить часть прибыли и принес свои 3,5 тысячи, полученные за проданный им сценарий. В результате «Монстр со дна океана» стоил 30 000 долларов, и Корман получил вдвое больше от компании Lippert Releasing Co., которая выпустила этот фильм в 1954. Корман расплатился с инвесторами и тут же принялся за съемки фильма «Быстрые и яростные», драмой про невиновного человека, за которым гонится полиция. (Потом он продаст это название компании Universal для их собственной франшизы про гонки, у нас более известной как «Форсаж»).

Корман с Дерном и Фондой на съемках «Диких ангелов». Фильм с бюджетом в 360 тысяч долларов собрал 5 миллионов.

За права на фильм боролись три компании, в том числе и Columbia, и Корман согласился продать фильм той компании, которая будет финансировать два его следующих фильма. «Насколько я знаю, так еще никто не делал, - говорит Корман. – Это было весьма оригинально». Этот подход с финансированием сразу нескольких картин Корман повторял снова и снова и позволил ему основать с женой собственные компании New World Pictures и New Horizons Pictures. Они стали создавать супер-низкобюджетные фильмы, когда спрос на них в кинотеатрах, драйв-инах, а позднее и в телевизоре был очень высок.

Корман, часто совместно с президентом кинокомпании American International Pictures Сэмюэлем Аркоффом, выпустил поразительное количество фильмов с характерными названиями - «Нападение гигантских пиявок», «Ведро крови», «Женщина-оса» и, конечно, снятый за 2 дня «Маленький магазинчик ужасов» с молодым Джеком Николсоном в эпизодической роли.

Дороти Мэлоун и Джон Айрлэнд на съемках фильма «Быстрые и яростные».

Корман почувствовал зарождение молодежной культуры 60-х и 70-х задолго до крупных студий и стал приглашать в свои фильмы начинающих актеров и касаться таких тем, как секс и наркотиками. Им были открыты такие будущие классики кино, как Коппола, Мартин Скорсезе и Джонатан Демми, и он привел в кино актеров Питер Фонда и Брюс Дерн. Джеймс Кэмерон до того, как написал сценарий и снял «Терминатора», отвечал за спецэффекты в компании New World и созданные им космические корабли и декорации потом использовались из фильма в фильм.

Корман также был продюсером первого фильма Рона Ховарда «Большое автоограбление» и признает иронию того, что его подопечные стали снимать самые высокобюджетные фильмы в истории. Его протеже из уважения потом не раз приглашали его сыграть небольшие роли, например, в «Аполлон 13» и «Молчание ягнят». Корман вспоминает, как он сыграл сенатора во второй части «Крестного отца»: «В первый день съемок Фрэнсис пришел ко мне в гримерку и сказал: "Роджер, ты увидишь, как здесь транжирят деньгами. Я мог бы помочь Paramount сохранить миллион долларов, но это не моя работа"».

Кормана окрестили «королем фильмов категории «б» и это привело к вручению ему «Оскар» за вклад в кинематограф, но сам Роджер ненавидит это определение. Он считает себя королем жанрового кино, который может свести съемочные расходы к минимуму и знает идеальный способ снять прибыльного фильма.  Это способ не помог ему обзавестись друзьями. Он как-то сам возил в грузовике оборудование для съемок, пока члены профсоюз не объяснили ему, что у него нет на это права. Однажды он пригласил байкеров из «Ангелов Ада» поработать водителями на съемках фильма «Дикие ангелы», но в какой-то момент они отбились от рук и потребовали часть прибыли от картины. «Ангелам» не очень полюбился Роджер, - вспоминает Питер Богданович. – И они возненавидели меня, потому что я все время стоял рядом с ним и шептал ему на ухо. Так что они тогда здорово меня отделали. Это был самый рисковый момент за все время моей работы с Роджером».

Корман платил своим работникам смешные зарплаты (Коппола как его ассистент получал в 60-е где-то 90 долларов в неделю) и экономил миллионы на широком прокате (вместо этого он прокатывал фильмы по регионам, переезжая с копиями из города в город). В результате его фильмы приносили хорошую прибыль: «Атака крабов-монстров», снятая за 70 000, принесла миллион долларов в 1957 году; «Дом Ашеров», стоивший 270 000 долларов, заработал миллион в 1960.

«Маленький магазинчик ужасов» с молодым и еще никому не известным Джеком Николсоном

«Он знаменит своим умением выжать по максимуму из каждого доллара», - рассказывает актер и режиссер Билл Пэкстон, который был одним из художников картины «Большая плохая мама» 1974 года.

Также Корман по полной извлекал прибыль из своей киноколлекции: «Как только появился канал HBO, ни одна крупная студия не хотела иметь с ними дела, так что мы были их основными поставщиками». Более того, он вкладывал свои доходы не только в голливудские проекты. Как только Джордж Сорос основал свой чрезвычайно прибыльный фонд Quantum в 1970 году, Корман стал одним из первых вкладчиков.

Джордж Сорос

К 2008 году состояние Кормана было настолько велико, что он сказал своим четверым детям, каждый из которых в какой-то момент работал на его компанию, что учредил для каждого из них фонд. Общая сумма всех фондов может составить от 120 до 160 миллионов. В сентябре того же года, когда в США начался финансовый кризис, неожиданно умер Сирио Сантьяго, близкий друг Кормана, его партнер и крестный отец его детей. Большая часть денег семьи Кормана хранилась на оффшорных счетах в компании Pasig Ltd., владельцем которой числился Сантьяго. После смерти Сантьяго началось расследование, цель которого – установить, кто является собственником капиталовложений. Корман считает, что ответ прост – все деньги его, но его мнение не повлияло на начало тяжбы в маленьком суде на Британских Виргинских островах.

Через несколько месяцев после смерти Сантьяго старший сын Кормана, Роджер М. Корман, написал письмо отцу с просьбой выслать финансовый отчет по денежным сбережениям семьи. Вскоре Роджер М. Корман вместе с другим сыном подали в суд на компанию New Horizons из-за подозрений, что деньги семейного фонда были отправлены на оффшорные счета. Сыновья уверяют, что прежупреждали родителей о возможных финансовых последствия такого шага, но такие разговоры выводили из себя их мать, Джулию, которая тут же становилась «очень агрессивной», «ругала отца» за то, что он вообще говорил с ними о деньгах, «грозилась бросить его», если он попытается вновь это сделать, и вообще считала, что весь семейных капитал принадлежит ей.

В августе 2009 дети хотели через суд получить фонды в свое распоряжение, лишив родителей права распоряжаться этими деньгами, после чего они были уволены из комании New Horizons. Это привело к еще одному иску о незаконном увольнении, как способе поквитаться, на что родители ответили, что их сыновья получали зарплату в компании, по сути в ней не работая. Новый иск был отклонен, но тяжба продолжалась. Самым нелепым в этой семейной драме было то, что отцы и дети семейства все это время боролись за что-то, что уже потеряли.

В 2008 году деньги семьи Корман попали в поле зрения афроамериканца Бадди Флетчера, менеджер хедж-фонда, получившего образование в Гарварде и считающегося одним из 20 самых богатых чернокожих Америки наряду с Опрой Уинфри и Биллом Косби. Флетчер, чей брат Джеффри Флетчер получил «Оскар» за сценарий к фильму «Сокровище», жил с женой в нью-йоркском квартирном комплексе «Дакота». (Они в дальнейшем подадут в суд  - он на комплекс «Дакота» за расовую дискриминацию, она на предприятие Kleiner Perkins за половую дискриминацию). В разгар финансового кризиса Флетчер стал банкротом. Он поддерживал связь с финансовым гигантом Citco Group через одного из директоров, Эрманно Унтернарера, который общался с Роджером Корманом в 1996, хотя обстоятельства их встречи каждый описывает по-своему. В своем заявлении Унтернарер пишет, что менеджер в Citco сообщил ему, что Корманы подумывают о вложении своих оффшорных инвестиций в разные предприятия, потому что фонды Сороса уже не приносят таких денег, как раньше.  Со своей стороны, Роджер Корман сказал, что сам Унтернарер предложил ему диверсифицировать его вложения и сотрудничать непосредственно с директором компании, Кристофером Смитсом.

Постер фильма 1959 года «Нападение гигантских пиявок».

В общем, как бы они ни встретились, Корман начал переводить в Citco миллионы долларов. На протяжении нескольких лет они регулярно встречались с Унтернарером, который даже приходил в гости к Кормана на Рождество в 2001 году. На следующий год, по словам Кормана, компания Citco порекомендовала ему перевод всех денег из оффшорной компании Pasig. К 2008 году в Citco были переведены 73 миллиона долларов.

Согласно иску, в июле 2008 года Citco поручила распоряжение кормановскими инвестициями Флетчеру, несмотря на то, что за предыдущие 10 месяцев он не сделал ни одного выгодного вложения и что у него был долг перед компанией в 20 миллионов, из-за чего он позаимствовал деньги из государственного пенсионного фонда. По словам Кормана, отдав Флетчеру контроль над чужими деньгами, Citco прибрала себе 28 миллионов долларов. «Никто не спрашивал нас и не дал нам возможности отказаться, передав наши деньги Флетчеру» - пишет Корман в судебном заявлении. Он узнал об этом только в 2012 году.

Когда судебный процесс в суде на Виргинских островах по поводу компании Pasig был закончен, Корманы с ужасом узнали, что от 73 миллионов осталось 13, не считая тех 2 миллионов, которые Citco взяли себе за услуги. Общий убыток, понесенный семейством Корманов, оценивается в 170 миллионов долларов –  после подсчетов именно столько составлял бы их капитал, если бы они не забрали свои деньги у Сороса в 1996 году. Все эти годы Корманы не знали об участии в их делах Флетчера – Citco держала этот факт в секрете. Флетчер отказался давать комментарии и по-прежнему заявляет, что он банкрот. Ему не было выдвинуто обвинения, несмотря на расследование ФБР и Комисси по ценным бумагам и биржам. «Я не черный Медофф» - добавил он.

Корман и Винсент Прайс на съемках «Колодца и маятника».

За несколько дней до того, как THR пришел к Корманам в гости, они начали гражданский процесс против Citco. Процесс должен был начаться 24 февраля, но его отложили из-за попытки заключить сделку. «Они уже сделали предложение, - рассказывает Корман. – Он не особенно честное, но мы хотя бы движемся в нужном направлении». Пока же он и жена живут в комфорте и даже помирились со своими сыновьями.

Корман недавно ужинал с Джоном Дэвисоном, продюсером фильмов «Робокоп» и «Звездный десант», который, как и многие в Голливуде, начинал работать у Кормана. Сейчас он живет на ранчо в Колорадо, вдали от шоу-бизнеса. «Я помню его пацаном, а теперь он на пенсии, - смеется Корман. - Я сказал Джону: "Может, мне тоже пора на пенсию?". А он говорит: "Ты слишком стар для пенсии".

Так что Корман продолжает работать. Он собирается делать для компании Universal ремейк своего культового продюсерского проекта 1975 года, «Смертельные гонки 2000 года», антиутопии, где главным спортивным развлечением будущего стало преследование пешеходов на автомобилях - разумеется, со смертельным исходом. Это его первый крупный проект за несколько десятков лет, и он возник после того, как Universal купила на фильм права и выпустила вялый ремейк с Джейсоном Стэтемом, где не пострадал ни один пешеход. «Я позвонил в студию и сказал: "Вы купили права, но вы не сняли настоящий ремейк". Они сказали в ответ: А давайте вы его переснимете с убийствами пешеходов и назовете "Смертельные гонки 2050"?»

Сильвестр Сталлоне и Луиза Мориц на съемках фильма «Смертельные гонки 2000 года».

Так был заключен договор, но потом началась бумажная волокита, Корман разозлился и обратился к своему адвокату. Впрочем, после судебных процессов против собственных детей и финансового гиганта, Корман не считает это особенно серьезным вызовом. На предложение снять фильм о монстре на Уолл-стрит, он заявляет: «Это я должен был сделать "Игру на понижение"!».

Материалы по теме

  • Фильмы категории Б атакуют! 50 самых нелепых названий фильмов в истории кино

    01 апреля 2015 / Редакция THR Russia

    Фантастика и хорроры в 1950-х создали традицию, которая жива и по сей день – назвать фильм как можно глупее. THR подобрал самые лучшие (и смешные) из них.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus