Оператор «Отряда самоубийц» Роман Васьянов: «Великие операторы всегда стояли с великими режиссерами»

Оператор «Отряда самоубийц» Роман Васьянов: «Великие операторы всегда стояли с великими режиссерами»
Роман Васьянов

Роман, вы сняли еще одну совместную картину с режиссером Дэвидом Эйром. Фильм «Ярость», как вы говорили, на период его создания был наиболее значимым и масштабным в вашей карьере. «Отряд самоубийц» – это новый уровень?

Безусловно. «Отряд самоубийц» — картина намного более сложная с точки зрения постановки, нежели «Ярость». Здесь и огромное количество графики, трюков, множество кинозвезд, что способствовало применению многокамерной съемки. В целом, да, это был очень-очень большой фильм, проделан большой объем работы, но при этом на площадке всегда была комфортная обстановка. Для нас с Дэвидом это уже четвертый совместный проект. Работа протекала в очень хорошей атмосфере: и актеры, и группа относились друг к другу с огромным уважением, поэтому работалось очень легко, несмотря на достаточно сложный съемочный процесс.  

В одном из своих интервью вы сказали, что Дэвид доверяет вам и дает определенную свободу на съемках. То же самое было и во время работы над «Отрядом самоубийц»?

Мы с ним давно работаем вместе и дружим, и, на мой взгляд, у нас вышел удачный тандем. Мы хорошо друг друга дополняем. Дэвид начинал свою карьеру как сценарист, сейчас он сам пишет тексты для своих фильмов и часто доверяет мне принимать те или иные визуальные решения. Поскольку мы сотрудничаем с ним давно и снимали фильмы совершенно разного масштаба, начиная с «Патруля», который был очень маленькой картиной, и заканчивая «Отрядом самоубийц», бюджет которого насчитывает порядка $200 миллионов, наши дружеские отношения позволяют нам быть свободными, креативными, предлагать что-то друг другу и спорить, двигая производство вперед. С каждым проектом наше взаимопонимание становится только лучше.

С какими трудностями вы столкнулись во время съемок «Отряда самоубийц»?

Дэвид не хотел снимать типичный фильм про супергероев. Он выбрал иной стиль, который отличался бы от того, что делает Marvel.  Его всегда тянуло в сторону более темного, классического кинозрелища, поэтому «Отряд самоубийц» мы снимали на пленку. Сцены были очень сложные, мы готовили превизуализацию с нашим коллегой, который занимается спецэффектами. Я видел этот фильм более сдержанным, приглушенным, в отличие, например, от «Железного человека». Мне был ближе классический формат, поэтому мы в большей степени ориентировались на картины Финчера, первые части «Рокки», «Рэмбо», «Крепкого орешка». Эти фильмы отличаются тем, что они не содержат сложных по постановке трюков и драк. Зритель влюбляется в главных героев, следит за ними. Несмотря на то, что фильмы эти коммерческие, создателям удается рассказать драматичную историю, именно актеры и их работа привлекают, в первую очередь, в кино, а визуальные эффекты и все остальное отходит на второй план. Поэтому камера обслуживала именно эти потребности, обслуживала это визуальное решение. Мы очень тщательно выверяли сцены, учитывая все новые технологии. Мы создавали виртуальную площадку, на которой впоследствии проходили съемки, и при помощи виртуальной камеры пробовали различные кадры, различные движения камеры, которые затем повторяли в реальной жизни. К тому же нам очень повезло, что с над картиной работали прекрасные каскадеры во главе с Гаем Норрисом. Он вместе со своей командой отвечал за все трюки в фильме «Безумный Макс: Дорога ярости». Думаю, все согласятся, что их работа в картине представлена на высшем уровне.

Вы уже наметили с Эйром новые совместные проекты?  

Да. Сейчас мы находимся в процессе подготовки к его следующему фильму Bright. В нем сыграют Уилл Смит и Джоэл Эджертон. Эта картина – наш первый опыт работы не с большой американской студией, а с компанией Netflix, которая все агрессивнее внедряется в кинорынок. Netflix дает намного больше свободы, нежели крупные студии. Поэтому мы набираемся нового и очень интересного опыта. К тому же съемки будут проходить в Лос-Анджелесе, что вдвойне здорово, потому что последние две картины снимались мною в Лондоне, Атланте и Торонто.

Какой фильм станет следующим?

В перерыве между картинами Дэвида я снимаю картину The Wall с режиссером Дагом Лайманом («Грань будущего», «Идентификация Борна». — прим. THR). Это наш первый с ним совместный проект. Фильм получится оригинальным: все события происходят вокруг одного персонажа, в съемках задействован в основном только один артист. Снимаем мы в пустыне между Калифорнией и Невадой. Даг – замечательный режиссер, у него куча сумасшедших идей. Учитывая, что фильм будет малобюджетным, фактически независимым, съемочная команда всегда находится вместе и образует сплоченный коллектив.

Роман, перед тем, как попасть в Голливуд, вы сняли множество рекламных роликов, в том числе видео с Дэвидом Бэкхемом для H&M и рекламный фильм «Подарок» для Philips. Как вы оказались в рекламе?

Это произошло само собой. Начинал я с кино, а потом уже оказался в рекламе. Такое, наверное, возможно только в России, потому что во всем мире бывает обычно наоборот: специалисты начинают с рекламы, а потом уходят в кино. В дальнейшем они либо совмещают, либо же с головой погружаются в киноиндустрию. На определенном этапе я просто понял, что надо развиваться и становиться лучше в своей профессии, понял, что нужно чаще снимать. Благодаря рекламе мне это удалось. Первые полгода я плавно входил в этот процесс, а потом начал снимать очень-очень много и продолжаю это делать по сей день. Очень люблю рекламный бизнес за то, что он честен в плане отношения агентств, режиссера, оператора — есть некая идея, которая исходит от компании, и режиссер с оператором должны ее максимально правильно реализовать. В отличие от фильмов, съемочный процесс длится куда меньше, поэтому можно смело использовать новейшее техническое оборудование, экспериментировать с точки зрения операторского искусства. Это позволяет оставаться в тонусе, расти как художнику и продолжать совершенствоваться в профессии.

Конкретное предложение из Голливуда вы получили после победы на «Каннских львах» (международный кинофестиваль рекламы. — прим. THR)?

Стечение обстоятельств. «Стиляги» (картина Валерия Тодоровского 2008 года. — прим THR) были показаны на кинофестивале в Торонто. Там их заметили. В том же году вышел рекламный фильм «Подарок», который получил приз в Каннах. Эти работы заинтересовали агента Пита Франсиоса, и он со мной связался. С тех пор мы с ним продолжаем двигаться вперед по жизни, он мой близкий друг. Я счастлив, что работаю с ним и моим агентом по рекламному бизнесу Робертом Аракелианом. У нас прекрасная творческая команда, они всегда слышат меня и помогают с проектами: например, если мне нужно организовать какую-то встречу. В принципе, так работают все агентства, но именно они позвонили мне и пригласили работать в Америку, и я им очень за это благодарен.

В Голливуде высочайшая конкуренция, и вы ее отлично выдерживаете. В чем, на ваш взгляд, ключ к успеху: это дар, упорная работа над собой, гармоничный тандем с режиссером, а может и то, и другое?

Все вместе. Профессия оператора сильно зависит от решений режиссера, от сценария и разных производственных факторов, поэтому все элементы играют очень важную роль. И это касается не только моей карьеры. Взгляните на Эммануэля Любецки, оператора, завоевавшего три подряд «Оскара», — свои награды он взял с двумя режиссерами, с которыми учился в киношколе. Речь идет об Альфонсо Куароне и Алехандро Гонсалесе Иньярриту. Этот пример демонстрирует, насколько важен успешный дуэт режиссера и оператора. И вообще, если посмотреть на историю операторского искусства, все великие операторы всегда стояли рядом с великими режиссерами. Я не могу сказать, что мне удалось достичь каких-то головокружительных высот. Но я надеюсь, что моя жизнь и карьера сложатся так, что мне и в будущем удастся снимать по-настоящему хорошие и проникновенные фильмы, которым я буду очень доволен. Надеюсь, что я встречу режиссеров и коллег, с чьей помощью смогу реализовать те идеи, которые еще не успел реализовать. Хотелось бы также, чтобы накопленный мною за это время опыт сохранился и приумножился. Постановщики, с которыми я сотрудничал, останутся в моей жизни, и мы будем продолжать с ними работать – с Валерой Тодоровским мы обязательно снимем еще один фильм. Все эти факторы приводят к успеху, но ключевыми являются упорная работа и постоянное стремление двигаться вперед.

Были ли в вашей карьере случаи, когда вы не брались за работу над картиной, потому что исходный материал содержал ложные для вас ценности?

Конечно. Если тебе предлагают работу, но ты читаешь сценарий и чувствуешь, что он тебя никак «не заводит», ты просто обязан отказаться от этого проекта. Иначе ты станешь только обузой для фильма и будешь сожалеть о каждом дне, который ему посвятил. Это не на руку ни тебе, ни продюсеру с режиссером. Поэтому я всегда стараюсь избегать сценариев и проектов, которые мне не нравятся. Безусловно, случается и такое, когда проект предлагает очень хороший режиссер, но сценарий тебе не нравится. Бывает и так, что в момент подготовки постановщик сильно меняет сценарий, придумывает простые, но сильные сцены, которые существенно улучшают фильм. На то они и хорошие режиссеры. В моей профессии важно научиться выбирать не то, что ты снимать будешь, а то, чего ты снимать не станешь. 

Какими качествами должны обладать коллеги, чтобы вам было комфортно с ними работать?

Если говорить о съемках «Отряда самоубийц», в моем департаменте работало порядка 100 человек, и я скажу, что важны как профессиональные, так и личностные качества коллег. Если с вами большой профессионал, но с ним тяжело работать, то обычно это никуда не годится. Нет глубокого взаимопонимания, а ты ежедневно проводишь с этим человеком порядка 14 часов. Поэтому очень важно, чтобы у вас были хорошие отношения, иначе ничего не получится.

Что значит для вас работать в Голливуде и снимать высокобюджетное кино? 

Я рассматриваю это как некую ступень в моей жизни. Мне нравится, что здесь огромный выбор сценариев и огромное количество проектов, из числа которых можно выбрать нужный. Кинопроизводство тут на высоком уровне. Что касается дорогих фильмов, вы знаете, интерес к проекту не зависит от размеров бюджета. Бывает такое, что сумма маленькая, фильм замечательный, режиссер отличный — и картина в итоге получается намного лучше какого-нибудь блокбастера. Конечно же, большой бюджет приносит и много пользы, но это совсем не обязательный фактор успеха. Я принципиально стараюсь не зацикливаться на блокбастерах или больших проектах, а пытаюсь выбирать те фильмы и те сценарии, которые мне нравятся. Например, сейчас я работаю над двумя проектами с вместе со своими друзьями, режиссерами рекламных роликов, для которых эти картины станут дебютными. Бюджета практически нет, но ребята талантливые и идеи их очень хороши. С таким же рвением готов работать и в России. Если график позволит, то я всегда готов взяться за малобюджетный проект, если он основан на действительно хорошем материале и в нем собралась отличная команда. 

«Отряд самоубийц» (Suicide Squad) / США, 2016 г., 130 мин. Режиссер: Дэвид Эйр / В ролях: Марго Робби, Уилл Смит, Джаред Лето, Джай Кортни, Кара Делевинь, Юэль Киннаман, Джей Эрнандес, Вайола Дэвис, Адевале Акинойе-Агбаже, Скотт Иствуд. В прокате с 4 августа («Каро-Премьер»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus