Шарлотта Рэмплинг: «Я люблю плыть против течения»

Шарлотта Рэмплинг: «Я люблю плыть против течения»

Британская актриса Шарлотта Рэмплинг известна своими рискованными и скандальными ролями. Последняя работа в картине «45 лет» принесла ей приз Ассоциации кинокритиков Лос-Анджелеса и вызвала разговоры о возможной номинации на «Оскар».

«Вам придется принять меня такой, какая я есть, - сказала актриса в интервью THR. – Я не собираюсь идти на компромиссы». 69-летняя Рэмплинг всегда играла по своим правилам. Отец отправил ее учиться на секретаршу, чтобы отбить у нее желание становиться певицей в кабаре, но после завершения курсов она захотела стать актрисой. Как только Рэмплинг стала получать роли, она начала посещать курсы актерской игры, но в результате решила «развивать свой собственный стиль игры». Как только ей стали предлагать роли в крупных британских картинах, она уехала в Италию и всячески избегала Голливуд (и само место, и его манеру снимать коммерческое кино), при этом умудрившись проработать в кино 50 лет.

«Странное, нездоровое, необычное – все это мне подходит», - говорит актриса, сыгравшая помимо прочего женщину, влюбленную в шимпанзе в фильме «Макс, моя любовь» и отлично вписавшаяся в мир Ларса фон Триера в «Меланхолии». «Я очень люблю такие роли. Я люблю плыть против течения. Если все идут в одну сторону, я пойду в другую. Это просто черта моего характера».

Кадр из фильма «Макс, моя любовь».

Ее независимость и выбор ролей не вызвали к ней любовь Голливуда (за все годы она не получила ни одной номинации на «Оскар» или «Золотой глобус») или массового зрителя (она никогда не стремилась развлекать публику), но завоевали уважение коллег и серьезных критиков. О ней заговорили в Англии после фильме 1966 года «Девушка Джорджи», но она все равно чувствовала себя не в своей тарелке («У меня тяжелые веки и драматическое лицо, что совсем не подходило для веселых 60-х») и была недовольна предлагаемыми ролями (ей хотелось играть героинь бытовых драм, а не глуповатых куколок, которые вошли в моду).

Последней соломинкой стала «трагедия в личной жизни» - самоубийство сестры, страдавшей от депрессии после расставания с мужчиной. Рэмплинг на протяжении десятилетий скрывала обстоятельства ее смерти от всего мира и даже собственной матери. «После этого я совершила серьезный шаг» - говорит актриса. Шаг оказался удачным. «Когда я приехала в Италию, со мной случилось нечто замечательное», - вспоминает она. Она вызвала восхищение Лукино Висконти («Он увидел что-то в моих глазах»), который пригласил ее сниматься в «Гибели богов» вместе с Дирком Богардом. Богардом и его партнер Тони Форвуд оказывали ей всяческую поддержку «в том время, когда мне больше всего нужна была опора,  стабильность и ощущение, что меня любят».

Именно Богард использовал в отношении Рэмплинг термин «Взгляд», который ранее применялся к сексуальному и пугающему взгляду Лорен Бакалл. «Мне всегда говорили, что между мной и Бакалл много общего», - говорит актриса. Богард также настоял, чтобы именно она сыграла с ним в «Ночном портье» 1974 года, и эта роль является, пожалуй, самой обсуждаемой из всех сыгранных Рэмплинг. «Ночной портье», названный «самым скандальным фильмом нашего времени», вызвал волну дискуссий. Это история работавшего в концентрационном лагере бывшего нациста, и его пленницы, их встречи после войны и случившегося между ними болезненного садомазохистского романа. По сравнению с ним «50 оттенков серого» выглядят жалко.

Кадр из фильма «Ночной портье».

Рэмплинг снялась в нескольких удачных фильмах в Америке («Прощай, моя красавица» с Робертом Митчумом, «Воспоминания о звездной пыли» Вуди Аллена и «Вердикт» с Полом Ньюманом, но после каких-то «очень неприятных событий» в конце 60-х и начале 70-х, когда она была «не очень счастливой девушкой» она предпочла жить и работать в Европе. Последние 25 лет она прожила в Париже.

«Европейское кино отваживается затрагивать более глубокие психологические темы, - уверенно говорит Рэмплинг. – Они меньше думают о коммерческом успехе. У них не такой крупный кинорынок».

Она не раз делала перерывы в работе, по слухам по эмоциональным причинам, но всегда возвращалась на экраны. Одно такое возвращение случилось на «Крыльях голубки» 1997 года, за которым последовал очень успешный период сотрудничества с Франсуа Озоном. Они сделали вместе 4 фильма, каждый из которых вызвал благосклонную реакцию критиков: «Под песком» (2000), «Бассейн» (2002), «Ангел» (2007) и «Молода и прекрасна» (2013). «Такие волшебные вещи тяжело объяснить, - рассказывает Рэмплинг об их профессиональных отношениях. – Это как если бы вы влюбились».

Самую выдающуюся актерскую работу Рэмплинг последних лет можно увидеть в фильме Эндрю Хэя «45 лет», премьера которого состоялась на Берлинском кинофестивале и который принес актрисе и ее коллеге Тому Кортни «Золотых медведей». Это скромное, негромкое кино о счастливой замужней паре, получающей неожиданную весть накануне празднования 45-летней годовщины брака. «И тут – ба-бах! Что-то происходит, и все меняется».

Кадр из фильма «45 лет».

Актриса поражена, что такое тонкое кино о пожилых людях было написано и поставлено человеком, которому самому еще нет 45 лет и который позволил ей выбрать актера на роль ее мужа, Джеффа.

Кортни, номинант на «Оскар» за роли в«Докторе Живаго» и «Костюмере», был первым, кто пришел ей в голову: «Мы оба снимались в 60-е, мы жили параллельными жизнями и мы вообще похожи…Я могу представить, как наши герои тогда познакомились и прожили с тех пор все это время вместе. Я чувствовала на уровне инстинкта, что я могла влюбиться в этого человека и прожить с ним 45 лет».

Они провели вместе почти все 6 недель съемок, на съемочной площадке или в гостинице типа «постель и завтрак», в которой жили во время работы над фильмом.

«Последняя сцена была очень сложной, потому что я понимала, как много от нее зависит, - говорит актриса о сцене с  прочувствованным тостом Джеффа, танцем и последним взглядом, которую сняли одним планом «далеко не с первого раза». Почему? «Да потому что так много надо было передать одними глазами». Как раз можно вспомнить о пресловутом «Взгляде» и отметить, что в этом момент играет в фильме играет песня «Smoke Gets in Your Eyes».

Рэмплинг объясняет финал так: «Что-то очень важное изменилось. Неизвестно, можно ли вернуться назад, но понятно, что надо двигаться вперед. Это и делает моя героиня, это и означает ее взгляд. Ей это сейчас меньше всего хочется, но она должна двигаться вперед». А как публика реагировала на фильм? «Люди были очень глубоко тронуты, - говорит она. – Произошла настоящая и очень эмоциональная связь со зрителем».

«45 лет» вышел в прокат 3 декабря.

Материалы по теме

  • Франсуа Озон: «Русских мужчин мой фильм выбивает из колеи»

    10 ноября 2014 / Михаил Рузманов

    В российский прокат выходит мелодрама Франсуа Озона «Новая подружка», в которой Ромен Дюрис после смерти жены пытается начать новую жизнь, но уже в женском обличии. THR поговорил с режиссером картины.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus