Святослав Подгаевский: «Развитие хоррора в России – вопрос времени»

Святослав Подгаевский: «Развитие хоррора в России – вопрос времени»

Российские фильмы ужасов – весьма редкий гость на экранах отечественных кинотеатров. За последний десяток лет картин в жанре хоррор было снято совсем немного, достойных, возможно, ни одной. Однако с этим тезисом не согласен режиссёр Святослав Подгаевский, пробуждающий жанр из небытия и готовый представить зрителю уже третий полнометражный «ужастик». 19 января в прокат выходит фильм «Невеста», главные роли в котором исполнили дебютантка полного метра Виктория Агалакова и Вячеслав Чепурченко, известный российскому зрителю по сериалам «Измены» и «Анна-детективъ». Сюжет отсылает зрителя к страшному обряду, популярному во всем мире в XIX веке, но не утратившего популярность и в наши дни. Главную героиню Настю её молодой муж Иван везёт в родной город знакомиться с родственниками. Девушка уверена, что ничто на свете не может омрачить её счастье. Однако всё оказывается не так просто, ведь в семье жениха есть старинный свадебный обряд, который должна пройти каждая невеста.

Может ли стать один фильм определяющим для целого жанра? Возможно, с «Невестой» Святослава Подгаевского получится именно так. Пока режиссёр ищет даже не свой собственный почерк, а почерк целой индустрии, которая может занять весьма выгодное положение в отечественном кинематографе. Российский зритель не искушён пробирающими до мурашек ужасами, именно поэтому «Невеста» может стать тем, что заставит людей забыть о попкорне и вцепиться в подлокотник сиденья.

После фильма «Владение 18» в одном из интервью вы признавались, что лента получилась сумбурной, и вы бы многое в ней переделали. Какие эмоции после премьерного просмотра «Невесты»?

Честно говоря, обычно не бываю доволен тем, что получилось. Может, по прошествии лет ощущение будет другим.

Ваш второй полнометражный фильм, «Пиковая дама», был основан на легенде. В основу сценария «Невесты» также легла древняя легенда. Почему выбрали именно такое направление?

«Пиковая дама» - городской фольклор, всем известная история. В «Невесте» всё произошло по-другому. Наш продюсер, Влад Северцев, нашёл заметку в журнале «Вокруг света» и посоветовал мне её прочесть.

То есть к идее «Невесты» вы пришли совершенно случайно?

Да, я изучил тему, почитал и затем уже мы решили написать сценарий.

После съёмок предыдущих фильмов вы признавались, что сталкивались с целым ворохом разных проблем. Как проходили съёмки «Невесты»?

Дом для съёмок нашли с большим трудом, потому что у нас просто мало подходящей архитектуры. То, что мы выбрали, - реальная усадьба, кажется, в Тушино. Точнее, это даже не усадьба, а маленький домик для прислуги при усадьбе. Когда мы дом нашли, он был просто третьесортной гостиницей, которую мы сильно изменили.

Вообще, на съёмках каждый день был сложным. У нас был очень короткий съёмочный период, отсняли всё за 20 дней, была большая выработка. В наших реалиях это была авантюра.

Вы уже говорили, что в России жанр хоррор совсем молодой и именно в этом жанре ещё мало что снято. Для актёров, соответственно, работа в таком направлении – такая же новинка. В «Невесте» у вас играла дебютантка полного метра Виктория Агалакова, а также Вячеслав Чепурченко, до этого известный только по сериалам. Как справлялись актёры, и есть ли у вас какая-то особая техника для них?

Ничего необычного нет. Перед сценами мы просто общались с ребятам, обсуждали то, как мы это видим и чувствуем. Никаких тренингов нет, все решалось в процессе диалога. Когда актёр приходит на пробы, ты всегда задаёшь ему вопросы, чтобы понять, понимаете вы друг друга или нет.

С этим составом быстро нашли общий язык?

Да, мне с ними повезло. Вообще, кастинг был довольно долгий, потому что сейчас у нас сложно с героями, особенно незаезженными жанром. Хотели отыскать какие-то новые лица, чтобы они смогли вписаться в том мир, который мы себе представляли. Если бы мы пригласили какого-то совсем известного актёра со своим амплуа, например Галустяна, хоррор получился бы странным. За каждым актёром есть определенный имидж.

Например, Игорь Хрипунов снимается у меня уже в третьем фильме, один из них сейчас в производстве. Так получается, что когда ты находишь каких-то актёров, которые тебе нравятся, которые тебе близки, близок их метод, то получается очень интересно. Для фильмов, конечно, очень хочется находить людей фактурных.

За Вику Агалакову зацепился сразу. Также очень радовала Александра Ребенок, которая хорошо прошла пробы и очень вдумчиво подошла к роли. Честно, даже не ожидал: она постоянно ходила, репетировала, придумывала что-то своё. В конце фильма её героиня поёт колыбельную, которую сама Саша и придумала. Когда работаешь с такими актёрами, у которых всё горит, становится очень интересно. Когда люди не боятся пробовать что-то новое или не боятся испортить себе имидж, это очень приятно.

Ваши фильмы получаются страшными и даже жутковатыми. Как сами относитесь к мистике и ужасам?

Честно, когда сам что-нибудь смотрю, то часто пугаюсь.

А на площадке что-нибудь мистическое было?

Ничего особенного. Хотя иногда подводила техника. Например, пять дней подряд отказывался работать радиофокус. Даже не знаю, с чем это связано: и батарейки меняли, и новый привозили - не работал и все. Связано ли это с мистикой или просто так с оборудованием повезло – не знаю.

Вы начинали карьеру как режиссёр музыкальных клипов. Изначально хотели выстроить свою карьеру, начиная с малого, затем перейдя к режиссуре фильмов, или всё получилось случайно?

Всегда хотел быть именно в кино. Но надо понимать, что не так просто в этот мир попасть. Поэтому, конечно, всегда приходится начинать с чего-нибудь попроще. Но самое главное – начать. Кому-то потом везёт и у кого-то получается сразу. У меня получился вот такой путь.

После трёх фильмов хотите остаться в хоррорах или попробовать себя в чём-то ещё?

На данный момент я работаю над триллером. Он немного с мистикой, но хоррора там нет вообще. Но я бы ещё поработал и над ужасами. Считаю, что мне есть куда развиваться и куда расти, а нашему российскому кино есть куда идти. Может, конечно, мы и не говорим ничего нового для кинематографа мирового, потому что там уже столько всего было, но в этом направлении нам определенно стоит двигаться. Если такого не делать, то и жанра такого не будет.

А будущее у такого жанра в нашей стране есть?

Зависит всё от зрителя, но, я думаю, что людям это интересно. Думаю, что в конце концов ниша хоррора в России появится. Например, у нашего продюсера Влада Северцева есть шоу «Битва экстрасенсов» на одном телеканале. Это же очень популярная передача, которая сумела занять свою нишу и люди её приняли. Её восемь лет смотрят и у неё миллионы фанатов. Кто бы мог подумать, это же тоже хоррор, тоже мистика. Поэтому, думаю, что в кино получится что-то похожее. У нас в стране найдутся люди, которым будет что сказать, которые принесут что-то своё, новое. У нас же здоровая культура и есть место для творчества. Просто нужно её правильно воспринять и правильно интерпретировать, так, чтобы было всем понятно. Это всё вопрос только времени.

А что насчёт мирового кинематографа?

Фильмы есть разные, людям всегда будет интересно разное. Многим нравятся психологические хорроры. У Романа Полански есть фильм «Ребёнок Розмари», который сложно назвать обычным хоррором, это серьёзный драматический хоррор. Или вышла картина «Ведьма» - это драма, но с элементами хоррора, что стало очень интересно людям. Мне кажется, это даже может стать каким-то новым поджанром. Есть же понятие j-хоррор, оно же как-то развивается.

Вы себя сами как ощущаете в этом жанре?

Честно говоря, не ощущая себя никак, потому что прекрасно отдаю себе отчёт о том, что мне есть куда развиваться. Нужно обрабатывать, что-то новое придумывать. Я просто делаю. Мне это интересно.

Материалы по теме

  • Новый трейлер: «Невеста» с Викторией Агалаковой

    25 октября 2016 / Редакция THR Russia

    Пугающие фотографии, одержимые девушки и куча скримероов — в хорроре Святослава Подгаевского.

    Комментировать
  • Кинорынок: хоррор «Невеста» может получить зарубежные ремейки

    06 декабря 2016 / Ольга Белик

    Американцы уверены: эта жуткая история с обрядами – вне географии.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus