Тема номера: 40+

Тема номера: 40+
Мэрил Стрип в фильме

Летом 2011 года продюсер Скотт Стубер и актер Джейсон Бейтман, уже утвержденный на одну из главных ролей в криминальной комедии Identity Thief (в переводе «Кража личности»), проводили кастинг за кастингом. Искали мужчину, который смог бы сыграть мошенника, и искали так долго, что почти отчаялись. К счастью для проекта, в один из свободных вечеров Бейтман решил посетить премьеру «Девичника в Вегасе», совершенно не ожидая, что увидит не только отличную комедию, но и решение их проблемы.

Уже следующим утром Джейсон обсуждал со Стубером, какие изменения необходимо внести в сценарий, чтобы вписать в проект 40-летнюю (на тот момент) актрису Мелиссу МакКарти. Мошенник, опустошающий чужие кредитки, стал женщиной, на пышных формах которой сделали акцент российские прокатчики, выпустив фильм Identity Thief под названием «Поймай толстуху, если сможешь».

Неожиданное кастинговое решение себя оправдало — появление МакКарти в первом трейлере фильма киноманы встретили громким хохотом. Выстроив всю рекламную кампанию на ее ярком комедийном таланте, Universal заработала в домашнем прокате $134,5 млн. В итоге картина пре- взошла по сборам и «Кровью и потом» с Марком Уолбергом, и «Обливион» с Томом Крузом (однако в мировом прокате научно-фантастический проект Джозефа Косинки оказался все же более успешным).

История головокружительного успеха Мелиссы МакКарти наводит на мысль, что в помешанном на молодости Голливуде происходят серьезные изменения. То, что было немыслимым еще лет десять назад — фильм с женщиной за сорок в главной роли, — вдруг стало реальным. На то, что речь идет не о единичном случае, а о целой тенденции, указывает крайне удачный старт комедии «Копы в юбках» ($39 млн за первый уик-энд), в которой 42-летняя МакКарти выступает в паре с 49-летней Сандрой Буллок.

«Мы могли бы снять ту же историю и с актрисами лет тридцати, но впечатление было бы совершенно другое, — комментирует режиссер картины Пол Фиг («Девичник в Вегасе»), которого студия Fox уже подписала на работу над сиквелом. — Единственная причина, по которой в «Копах» играют Сандра Буллок и Меллисса МакКарти, заключается в том, что они самые забавные, самые крутые актрисы, которых я знаю. Кому, черт побери, важен их возраст?»

Буллок и МакКарти входят в число крайне востребованных в Голливуде актрис в категории «40+», которые раньше могли рассчитывать в лучшем случае на роли второго плана — жены, матери или, к примеру, учителя главного героя. Как тут не вспомнить на тот момент 47-летнюю Салли Филд, утвержденную на роль матери Тома Хэнкса в «Форресте Гампе», хотя «сын» был моложе ее лишь на десять лет? Претендовать на что-то большее могли разве что Мэрил Стрип, Хелен Миррен и Дайан Китон, хотя свои самые звездные роли они сыграли все же до сорока.

Дело, конечно, не в том, что Голливуд внезапно освободился от предрассудков. Согласно статистике за 2012 год, более 30% зрителей, которые регулярно ходят в кино, сами относятся к категории «за 40». Это люди, родившиеся в послевоенное время (в период бума 1950–1960-х годов) и привыкшие смотреть фильмы на большом экране, — домашний просмотр сегодня привлекает преимущественно молодежь. «Аудитория стареет, — вздыхает глава одной из голливудских студий. — Неудивительно, что стареют и звезды».

Факты говорят сами за себя. Самый кассовый фильм с участием Мэрил Стрип — мюзикл 2008 года «Мамма MIA!», заработавший в мировом прокате $610 млн, актрисе было почти шестьдесят. Сборы «Невидимой стороны» (2009), драмы с участием Сандры Буллок, составили $309 млн, «Простых сложностей» (2009) с той же Стрип — $219 млн. В списках номинантов на главные кинопремии актрисы в возрасте также на первом плане. Среди претенденток на «Оскар» этого года — 44-летняя Наоми Уоттс («Невозможное»), Хелен Хант, не постеснявшаяся раздеться для «Суррогата» в сорок девять, 66-летняя Джеки Уивер («Мой парень — псих») и ее ровесница Салли Филд, выбившая себе в «Линкольне» роль жены Дэниэла Дэй-Льюиса. А ведь он моложе Салли на целых десять лет!

Актрисы старшего поколения востребованы не только в стареющих Штатах, но и в остальном мире. Один из агентов утверждает, что за границей лучше всего продаются Джуди Денч, Николь Кидман, Миррен и Стрип. Но в вопросах зарплаты с представителями сильного пола им пока трудно тягаться.

Главные роли в блокбастерах, за которые платят по $20 млн, достаются мужчинам. А актрисы занимают верхнюю строчку титров в драмах и романтических комедиях — и бюджеты таких проектов не столь щедры.

Мэрил Стрип, по слухам, зарабатывает по $6 млн за фильм (однако недавно она согласилась урезать свой стандартный гонорар до $1,5 млн ради участия в картине Роба Маршалла, основанной на бродвейском мюзикле Стивена Сондхейма «В лес»). Сандра Буллок получила за «Копов в юбках» $10 млн, ее напарница МакКарти — $2,5 млн, что позволит ей быстро переместиться в категорию звезд, зарабатывающих $3–4 млн.

Но это лишь частности: общее же правило, согласно нескольким источникам в индустрии, заключается в том, что 40-летние актрисы начали зарабатывать больше 30-летних. Элизабет Габлер, президент компании Fox 2000, объясняет это тем, что среди «молодежи» нет такого количества ярких звезд: «С ходу могу назвать лишь два имени — Рэйчел МакАдамс и Эми Адамс. В более старшем поколении их десятки».

Когда студия Marvel и режиссер Джон Фавро приступали к работе над первой частью «Железного человека», роль Пеппер Поттс была предложена 29-летней Рэйчел МакАдамс. Но в итоге досталась ее старшей коллеге Гвинет Пэлтроу, и аналитики считают это кастинговое решение стратегически правильным: верная ей аудитория внесла огромный вклад в кассовый успех всей франшизы.

«В свои сорок лет я чувствую себя моложе и энергичнее, чем когда-либо, — заявила она на премьере третьей части «Железного человека» в Лос-Анджелесе. — Я готова для нового экшена!» Аналогичный энтузиазм демонстрирует Пенелопа Крус, которую рассматривают на роль очередной девушки Бонда в следующем фильме. Если ее утвердят, она станет самой взрослой исполнительницей этой роли — к началу съемок ей как раз исполнится сорок.

Однако внешне это вряд ли будет бросаться в глаза. Благодаря армии стилистов, косметологов, дерматологов, тренеров и пластических хирургов в наши дни и в сорок, и в пятьдесят можно выглядеть не хуже 30-летних. Это еще одна причина невероятного карьерного долголетия многих актрис. Фигура 68-летней Хелен Миррен до сих пор вызывает восхищение, и дело не в правильно подобранном гардеробе. Два года назад по Интернету гуляло тому доказательство — ее фото в бикини, сделанные папарацци.

52-летняя Джулианна Мур ничем не уступает юным моделям, и компании Bulgari и Revlon с удовольствием приглашают ее сниматься для своей рекламы. «Эти женщины обладают невероятной сексуальностью. В отличие от многих молодых конкуренток они точно знают, как хорошо выглядеть и дефилировать по красной дорожке, — утверждает организатор самых ярких кинопремьер и вечеринок в Нью- Йорке Эндрю Саффир, который называет своими фаворитками Сару Джессику Паркер, Софию Вергару, Гвинет Пэлтроу, Сьюзен Сарандон и Джулианну Мур. — Никогда не разочаровывает и Николь Кидман. Величественная, уверенная в себе, чем-то напоминающая греческую статую. Уверенность в себе — вот чем выгодно отличаются все эти дамы».

***

Элизабет Габлер из Fox 2000 считает, что все началось семь лет назад, когда на экраны вышла комедия «Дьявол носит Prada». Энн Хэтэуэй, которой было на тот момент двадцать три, справилась со своей ролью блестяще, однако именно благодаря Мэрил Стрип, сыгравшей грозного главного редактора Миранду Пристли, фильм, созданный за $35 млн, заработал в десять раз больше.

«Успех картины «Дьявол носит Prada» продемонстрировал продюсерам, что в кино больше не стоит ориентироваться только на молодых зрителей, — поясняет Габлер. — Наблюдать за игрой потрясающей Мэрил Стрип было одинаково интересно и мужчинам, и женщинам, и подросткам, и пенсионерам. Поразмыслив об этом, в Голливуде поняли, что пора писать сценарии с яркими партиями для актрис за сорок».

Результатом этого решения стал, к примеру, фильм DreamWorks «Прислуга», заработавший $212 млн при бюджете $25 млн. Картина, открывшая миру относительно новые имена (Эмму Стоун и Джессику Честейн), в большей степени опиралась на таких ветеранов, как Эллисон Дженни (53 года), Виола Дэвис (47 лет) и Октавия Спенсер (41 год). Причем последняя получила за свою роль премию «Оскар» — более чем заслуженно.

«В подобных драмах всегда есть несколько отличных ролей для зрелых женщин, — поясняет Холли Барио, отвечающий в студии DreamWorks за кинопроизводство. — Долгое время фильмы этого рода не пользовались спросом, но теперь они возвращаются — зритель уже наелся франшизами».

Однако рассчитывать на то, что участия в подобных картинах будет достаточно для поддержания карьеры на плаву, все же не стоит, отмечают представители индустрии. Чтобы не скатиться на роли второго плана, актрисы должны регулярно напоминать продюсерам о своем существовании. Браться не только за студийные проекты, но и за независимые фильмы, за которые платят на порядок меньше. Сниматься не только в кино, но и на телевидении, где можно примерить на себя самые разные образы.

«Проблема Дженнифер Энистон, — считает один из агентов, — заключается в том, что она слишком часто снималась в ромкомах и не успела продемонстрировать свой актерский диапазон. Гораздо лучше чередовать жанры и форматы. Взгляните хотя бы на Веру Фармигу, которая и в сорок пользуется просто невероятным спросом».

Именно ее студия Warner Bros. утвердила на главную женскую роль в «Судье», где актрисе предстоит сыграть в паре с 48-летним Робертом Дауни-младшим. «Мы и сегодня читаем сценарии, в которых героям по 35–36 лет, но при этом знаем, что актеру будет минимум сорок пять, актрисе — максимум тридцать, — отмечает менеджер Веры Фармиги Джон Рубинштейн. — Правда, у этого правила уже появляются исключения. Никто не поставит какую- нибудь Деми Ловато рядом с самим Дауни».

Фармига относится к числу актрис, которые полностью контролируют свою карьеру и не ждут чуда. Получив номинацию на «Оскар» за участие в фильме «Мне бы в небо», она не стала надеяться на то, что ей сразу же предложат что- то действительно стоящее, и сама занялась режиссурой — в 2011 году компания Sony Pictures Classics выпустила в прокат ее драму «Небо и земля». После этого она сделала еще один грамотный ход, согласившись сыграть главную роль на ТВ, в сериале «Мотель Бейтсов». Ее героиня — деспотичная мать, воспитавшая будущего психопата Нормана Бейтса, — оказалась настолько яркой, что актриса заслужила массу восторженных отзывов, а сериал продлили на второй сезон.

«Сохранять полный контроль над своей карьерой — ключ к успеху, — утверждает Пол Фиг. — Не предлагают хороших ролей — пиши их для себя сам. Если просто сидеть и ждать, когда продюсеры и режиссеры наконец прозреют, ты будешь сидеть так вечно. Бегай по кастингам, устраивай охоту за ролями, но в то же время не набрасывайся на все подряд».

Кристен Уиг поступила именно так — написала в соавторстве с Энни Мумоло сценарий «Девичника в Вегасе», получила в нем главную роль и вскоре вошла в число крайне востребованных актрис. Только в этом году выходят шесть проектов с ее участием. «Меня это нисколько не удивляет, — отмечает Элизабет Габлер. — Сегодня Кристен может сделать фильм на одном своем имени».

***

Еще один действенный способ «подстегнуть» карьеру — временно уйти на ТВ. И если раньше это решение могло поставить крест на хороших ролях в кино, то сегодня все с точностью до наоборот. Сыграв в мини-сериале HBO «Елизавета I» (2005), Хелен Миррен стала еще более желанной гостьей на большом экране.

Того же эффекта ждут 44-летняя Кейт Бланшетт, которая согласилась принять участие в сериале «Правдивая история сварливой женщины, больной раком», Николь Кидман, подписавшаяся на телепроект «Воссоздавая Амелию», Люси Лью, вернувшаяся на ТВ как женская версия доктора Ватсона в «Элементарно», и даже Джулия Робертс. Главная голливудская звезда 1990-х недавно согласилась на первую в своей карьере серьезную сериальную роль.

45-летняя актриса сыграет физика, прикованного к инвалидному креслу, в проекте HBO «Обычное сердце», основанном на автобиографической пьесе Ларри Крамера (Эллен Баркин сыграла эту роль на Бродвее и уже получила за нее премию «Тони»). Решение Робертс вряд ли связано с тем, что она перебивается с воды на хлеб. Продукция HBO по качеству уже давно не уступает фильмам: режиссером сериала станет Райан Мерфи, уже работавший с Джулией над фильмом «Ешь, молись, люби», продюсированием займется компания Брэда Питта Plan B.

Стоит, однако, признать, что далеко не все актрисы считают ТВ достойной сферой применения своего таланта — Холли Берри и Рейчел Вайс, к примеру, настойчиво отказываются от сериальных ролей. И далеко не всегда 40-летняя звезда — это то, о чем студия мечтает изначально. Сандра Буллок вообще не входила в виш-лист Warners, когда начался кастинг в фильм Альфонсо Куарона «Гравитация». Сначала на главную роль пробовали Марион Котийяр, позже — Скарлетт Йоханссон, Блейк Лайвли и Натали Портман. И только когда все отказались, они наконец обратились к Буллок. С исполнителем мужской роли проблем было куда меньше. Им стал вечно молодой Джордж Клуни. Тот факт, что ему пятьдесят два, еще никого не смущал.

Материалы по теме

  • Канны 2013: Самые странные моменты прошедшего фестиваля

    26 мая 2013 / Ребекка Форд

    Кражи драгоценностей, стрельба по жюри и самозванец в образе Psy – Каннский кинофестиваль этого года запомнится надолго

    Комментировать
  • Российский кинопрокат: побеждает «Бегущий в лабиринте»

    30 сентября 2014 / Редакция THR Russia

    Картина Уэса Болла удерживает лидерство вторую неделю подряд. Следом с 2,9 млн долларов расположился боевик «Великий уравнитель».

    Комментировать
  • «Исчезновения Элеанор Ригби» с Джессикой Честейн. Два в одном

    09 декабря 2014 / Хилари Льюис

    От себя не убежать, но героиня Джессики Честейн попыталась: пережив страшную трагедию — смерть ребенка, — она принимает решение исчезнуть. Впрочем, главное в фильме — не сюжет, а подача. История в драме Неда Бенсона показана с двух равноправных точек зрения — пропавшей Элеанор и ее мужа Конора.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus