«Удивительная легкость» Сидни Поллака: Сорокалетняя история фильма, с которым борется Арета Франклин

«Удивительная легкость» Сидни Поллака: Сорокалетняя история фильма, с которым борется Арета Франклин
Кадр из фильма «Удивительная легкость»

Если в вашей коллекции есть оригинальная пластинка с записью легендарного живого альбома Ареты ФранклинAmazing Grace” 1972 года – ставшего дважды платиновым, а также самым продаваемым в карьере певицы, равно как и самым продаваемым LP в истории госпела – обратите внимание на сопроводительный текст. В нем содержится фраза, которая в скором времени обещает нам выход фильма «Сайдни Поллака» (так и написано) по мотивам альбома.

И вот, спустя всего 43 года, фильм готов. Но в прошлую пятницу 73-летняя Франклин подала иск, чтобы не допустить его показа – и пока ей сопутствует успех.

«Удивительная легкость», 87-минутная документальная картина, смонтирована из материала, отснятого Поллаком в церкви района Уоттс, где Франклин записывала свой альбом в сопровождении собравшейся паствы. По плану, премьерные показы должны были состояться на фестивале в Теллуриде в прошлую пятницу, а также на фестивале в Торонто, стартовавшем на этой неделе. Однако первый из них уже был отменен по решению окружного суда в Денвере, куда поступил иск Франклин (вместо «Удивительной легкости» в Теллуриде решили показать «Шерп» - документальный фильм Дженнифер Пидом о восхождении на Эверест). Это уже второй раз, когда певице удалось не допустить картину к показу: другой подобный иск с ее стороны был удовлетворен в 2011 году. Правда, в этот раз обстоятельства изменились, и исход дела в предстоящем суде остается неясным.

Сопровождающие фильм дрязги – не единственная причина, по которой Warner Bros не могла его выпустить без малого полвека. Другая – и более важная – состояла в том, что в 1972 году Поллак крупно напортачил. Многообещающий 38-летний режиссер, только что получивший свою первую номинацию на «Оскар» (за «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?»), просто-напросто не захватил хлопушки для синхронизации звука, в итоге сняв первый в истории немой музыкальный документальный фильм.

Никто уже не помнит, кому пришла в голову идея запечатлеть запись альбома Франклин на пленке, но командовал процессом легендарный рок-продюсер Джо Бойд (известный по работе с Pink Floyd и Ником Дрейком), назначенный главой департамента музыки Warner Bros в конце 1970-го. Незадолго до этого в рамках компании произошло слияние киностудии и Warner Brothers Records (которой принадлежала Atlantic Records, записывавшая альбом Франклин), и было решено продавать билеты в кино и музыкальные пластинки в единой связке. Сейчас 73-летний Бойд называет то решение «зарей эпохи синергии».

Период, о котором идет речь, можно смело окрестить золотой эрой рок-документалистики. В одном только 1970 году на экраны вышли «Вудсток», «Дай мне кров» и «Элвис: Как это было». Для съемок фильма о Франклин Бойд уже начал подбирать команду хорошо зарекомендовавших себя операторов, но глава Warner Brothers Pictures Тед Эшли решил поступить иначе. «Тед позвонил мне и сказал, что у него хорошие новости, - вспоминает Бойд. – Он поужинал с Сидни Поллаком накануне вечером, и теперь именно Сидни будет снимать фильм с Аретой. ‘Но Тед, - сказал я – разве он когда-нибудь делал живой музыкальный фильм? Для этого вообще-то нужны некоторые навыки’. На что он ответил: ‘Ты о чем? Это же Сидни Поллак!’».

Поллак прибыл в Нововефильскую баптистскую церковь Лос-Анджелеса 13 января 1972 года с командой звуко- и киноинженеров и с пятью 16-мм камерами. Он начал снимать Франклин, при поддержке хора распевавшую всевозможные госпелы, от «Вот каков наш друг Иисус» до “Wholly Holy” Марвина Гэя. Можете себе представить молодого режиссера, одетого в модный тогда вельвет, с бакенбардами, похожими на губки для мытья посуды «Брилло», жестами отдающего указания съемочной группе, перемещаясь туда-сюда среди специально приглашенных прихожан. А если хорошенько присмотреться, у задней стены церкви можно обнаружить кайфующих под музыку Мика Джаггера и Чарли Уоттса (которые, видимо, не случайно скоро запишут “Exile on Main Street” - самый госпел-ориентированный альбом Rolling Stones). «Я много раз видел Арету на концертах, - говорит Джаггер в интервью The Hollywood Reporter. – Но здесь я впервые увидел, как она выступает в церкви. Это был волнующий, уникальный случай».

Снимая Франклин, Поллак провел в районе Уоттс два дня. Но, как он обнаружил впоследствии, без хлопушек, отстукивающих начало каждого кадра, чтобы затем синхронизировать изображение со звуком, вся его 20-часовая пленка оказалась практически бесполезной. «Разочарование было адским, - вспоминает Уильям Стейнкамп, долгое время работавший монтажером Поллака. – Пленка напоминала один большой паззл. Наша команда пыталась хоть что-то с ней сделать, но в итоге все сдались». На помощь позвали директора хора, выступавшего тогда в церкви. Он пытался расшифровать запись, читая по губам участников, но спустя несколько месяцев удалось соотнести со звуком всего 150 минут киноматериала. Ни одна песня при этом так и не свелась целиком. Все сроки вышли в июне 1972-го, когда альбом “Amazing Grace” поступил в продажу и разошелся многомиллионным тиражом, безо всякой «синергии». В августе Warner Bros. окончательно остановила производство фильма, и он был задвинут на полку.

Поллак перешел к своему следующему проекту «Какими мы были», работая с очередной дивой, Барбарой Стрейзанд. А его фильм с Аретой десятилетиями собирал пыль, лежа в жестяных коробках. Однако режиссер никогда не отказывался от идеи завершить начатое. «Каждые семь-восемь лет, - вспоминает Стейнкамп, - я спрашивал его: ‘Эй, а что там с той штукой про Арету Франклин?’. А он отвечал: ‘Да все лежит, черт бы ее побрал!’. Он сидел в своем кабинете, смотрел все эти видеокассеты без звука, и мечтал снова поработать над ней. Он всегда хотел закончить этот фильм, но всегда был слишком занят – снимая вещи вроде «Тутси» и «Фирмы» - и снова откладывал».

Здесь на сцене появился еще один участник – продюсер Алан Эллиот, заинтригованный легендой о потерянном фильме с Аретой Франклин еще со времен работы стажером в Atlantic Records в начале 90-х. Однажды он затронул эту тему в разговоре со своим боссом в Atlantic, Джерри Уэкслером (который в свое время участвовал в продюсировании альбома ”Amazing Grace’). Уэкслер и два их общих друга – авторы песен Алан и Мэрилин Бергманы – организовали встречу Эллиота и Поллока в 2007-м. В течение года те обменивались звонками, пытаясь найти способ возродить «проект Франклин». А потом вдруг ухудшилось здоровье Поллака. «Я знал, что у Сидни неизлечимая форма рака, - вспоминает Эллиот. – Поэтому я позвонил и начал с того, как мне жаль было узнать, что он болен. ‘Я не болен, я, б****, умираю’, - ответил он. У него была способность сразу переходить к существу дела. ‘Ты знаешь этот материал даже лучше меня. Поэтому я пойду в Warner Bros. и прослежу, чтобы они дали тебе возможность закончить этот фильм’».

Эллиот всерьез воспринял слова умирающего друга: он был исполнен решимости завершить работу Поллака. Он даже заложил свой дом, чтобы выкупить у Warner Bros. отснятый материал (за него замолвил слово Ари Эмануэль из агенства WME, с которым они когда-то вместе работали над одним прогоревшим интернет-проектом). И вот наконец, два года спустя после смерти Поллака в 2008-м, работая со специалистами кинолаборатории Deluxe, которые тщательно исследовали аудио- и видеоматериал с помощью компьютеров, Эллиоту удалось синхронизировать изображение и звук. В 2010-м состоялся первый предварительный показ и даже был смонтирован трейлер, ведь уже на следующий год Эллиот планировал выпустить «Удивительную легкость» на экраны. Но тут произошел очередной сбой: Франклин подала иск против Эллиота за использование ее образа без надлежащего разрешения.

Франклин отказывается объяснять, что ей так не нравится в идее выпустить фильм – и это при том, что в интервью The Detroit Free Press она недавно заявила, что смотрела его и он ей понравился. Как бы то ни было, Эллиот оказался в неудобном положении. Ему удалось найти контракты, подписанные в 1972 году всеми участниками проекта, кроме, как это ни странно, самой главной героини. В результате он был вынужден согласиться с требованиями иска, обязавшись не показывать фильм без разрешения Франклин. Однако в прошлом году контракт певицы внезапно обнаружился в Warner Bros. Оказалось, что Эллиот не мог найти его раньше, так как он был подписан не в 1972, а в 1969. И по его условиям все права на материал, записанный в церкви района Уоттс, принадлежат киностудии и студии звукозаписи (а теперь, как уверен Эллиот, ему – как новому собственнику).

Три недели назад адвокат Франклин Арнольд Рид начал рассуждать о возможности подачи нового иска с целью запретить показ фильма в Теллуриде и Торонто. «Как только мы решим судиться, Алан Эллиот не сможет показать этот фильм даже у себя в гараже», - сказал юрист в интервью THR, настаивая, что выпуск картины без разрешения Франклин и без выплаты ей компенсации является «актом воровства». На прошлой неделе певица обратилась за юридической помощью к другой фирме, детройтской Dykema Gossett. В итоге ходатайство о запрете показа «Удивительной легкости» в Теллуриде и Торонто было подано в штате Колорадо.

«Я понимаю, она привыкла получать большие деньги за участие в раскрутке подобных проектов», - говорит Эллиот, продолжающий верить в то, что Франклин образумится. «Надеюсь, в какой-то момент она передумает. Я хочу только одного – поступить по отношению к ней правильно».

 

Материалы по теме

  • Режиссер и звезды «Кролика Роджера» воссоединятся для Киноакадемии

    04 марта 2013 / Денис Данилов

    Лента Роберта Земекиса отпразднует 25-летний юбилей на специальном мероприятии в Беверли-Хиллз.

    Комментировать
  • Blu-ray «Железный кулак»

    13 апреля 2013 / Денис Данилов

    На домашних видеоносителях вышел дебютный боевик рэпера RZA «Человек с железными кулаками» – спродюсированное Квентином Тарантино и Илаем Ротом признание в любви азиатским фильмам о кунг-фу.

    Комментировать
  • Спайк Ли претендует на «Быстрое золото»

    31 октября 2013 / Редакция THR Russia

    Режиссер может взяться за байопик, посвященный музыкальному продюсеру Нилу Богарту.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus