В Петербурге завершился первый коллоквиум ФИПРЕССИ

В Петербурге завершился первый коллоквиум ФИПРЕССИ

В Петербурге в рамках VI международного культурного форума завершил работу первый коллоквиум ФИПРЕССИ - Международной федерации кинопрессы, объединяющей критиков и киноведов из более чем 60 стран мира. Коллоквиум был посвящен российскому кино и его продвижению в мире.

Первая попытка создать международную площадку для обсуждения отечественного кино состоялась еще в годы перестройки. Но традиция проведения международных дискуссий до сих пор не сложилась. По словам почетного президента ФИПРЕССИИ Андрея Плахова, в России были мероприятия лишь меньшего и не столь серьезного масштаба. Коллоквиум в рамках культурного форума стал первым масштабным мероприятием, собравшим представителей кинопрессы и организаторов фестивалей со всего света. Среди участников были куратор Международных фестивалей в Палм Спрингс, Чикаго и Дубаи и кинокритик Variety, The Village Voice, CinemaScope Алисса Симон; консультант Музея современного искусства MOMA (Нью-Йорк, США) и автор Film Comment, Sight & Sound, New York Times Годфри Чешир; руководитель фестиваля «Панорама европейского кино» Нинос Микелидес и многие другие.

Коллоквиум работал три дня, с 13 по 15 ноября, предварив культурный форум. За это время участники посмотрели внушительно количество российских фильмов самых разных жанров – как коммерческое, так и авторское кино. Все картины были представлены их создателями.

Участники коллоквиума

Вот что из нашего кино было просмотрено:

- «Про уродов и людей»
- «Мой убийца»
- «Птица»
- «Теснота»
- «Турецкое седло»
- «Мешок без дна»
- «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов»
- «Аритмия»
- «Матильда»
- «Салют-7»
- «Притяжение»

На итоговом совещании участники поделились впечатлениями и обсудили ключевые вопросы: что такое российское кино сегодня, как оно выглядит для иностранцев и что надо сделать, чтобы его показывали за рубежом и на международных фестивалях.

Абсолютно каждый участник отметил невероятный технический уровень российского кино. Здесь, разумеется, фигурировали «Притяжение» и «Салют-7», безоговорочно покорившие критиков. Звучали фразы «меня удивило ваше коммерческое кино», «порадовало мейнстримное кино», «меня поразил технический профессионализм в коммерческом кино». Каждый подчеркнул, что коммерческие российские картины по качеству и повествованию не уступают голливудским. «Очень интересная научная фантастика, прекрасно сделана "Матильда" - фильм мог бы быть популярен у нас в стране, как и "Салют-7"», - подчеркнула критик Кристина Стоянова, Канада.

При этом все отметили и важнейшую проблему для российского кино – языковую. У многих копий нет субтитров (речь идет не о коллоквиуме – для него субтитры были подготовлены), нет повторных релизов, релизов на блюрей и так далее – в результате международное сообщество не может следить за нашим кино и смотреть его. «Поэтому мы знаем только о доступных фильмах Сокурова и Звягинцева», - пояснил Уго Эмерцель, Голландия. Остальные участники говорили о возможном международном англоязычном проекте, снятом в России, либо же предложили снимать российское кино сразу в двух версиях – русской и английской. Здесь возникли споры о том, будет ли это кино самобытным российским, если снять его на неродном зыке – к выводам так и не пришли. Ситуацию прокомментировал режиссер «Салюта-7» Клим Шипенко: по его словам, у фильма есть дублированная на английский версия – и тем не менее, картину все равно не берут в широкий зарубежный прокат. По мнению Шипенко, проблема в том, что в его фильме нет международных звезд вроде Брэда Питта. «Но мы и не можем взять Брэда Питта, потому что он не будет говорить на русском. Если бы говорил, это выглядело бы нелепо. А если все будут говорить по-английски – это будет международное, а не российское кино».

Из позитивного – участники отметили широкий спектр жанров и наличие национального кино вроде якутского фильма «Мой убийца». Многих поразила «Теснота» Кантемира Балагова – участники отметили, что открыли для себя совершенно новую часть России и ее проблем. «Это мощный, энергичный фильм, снятый для моего поколения, который поднимает региональные проблемы», - отметил Уго Эмерцель. Также на критиков произвели впечатление фильмы «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта и «Аритмия» Бориса Хлебникова - в последней, кстати, некоторые увидели недостаток адекватных женских персонажей и сугубо мужскую точку зрения на жизнь. «Когда система распадается, мы жалеем прежде всего мужчину, - прокомментировал Йон Асп, Швеция. – У нас это была бы проблема – должно быть равноправие. Поэтому мне больше понравилась "Теснота": там есть две женщины в естественной среде, которые представляют разные системы жизни». При этом Лео Соесанто (Франция) заметил, что самый сильный женский персонаж был показан в «Притяжении» - коммерческом кино. «Получается, судить о национальном кино можно по мейнстриму, а не артхаусу».

Также многие заметили, что российское кино не наследует традиции советского кино: после распада СССР наши кинематографисты начали практически с нуля (об этом говорим и мы здесь в России) и развили собственную индустрию, не опирающуюся на Тарковского. При этом из-за слома системы продвижения и знакомства международного сообщества с нашим кино зрители в мире перестали быть в курсе, что у нас происходит, и «застряли» на Тарковском и Бондарчуке-старшем.

Подводя итоги коллоквиума, Андрей Плахов выделил две проблемы, которые надо решить для продвижения российского кино: языковая и пропагандистская. По его словам, необходима институция, которая продвигает наше кино по всему миру.

Завершением коллоквиума стал специальный показ фильма «Лёд» (продюсеры Федор Бондарчук, Михаил Врубель, Александр Андрющенко), выход в прокат которого запланирован на февраль 2018 года. Показ прошел в закрытой форме для иностранных критиков ФИПРЕССИ.

Следующий коллоквиум ФИПРЕССИ, посвященный российскому кино, планируется провести через два года.

Аглая Тарасова, Михаил Врубель, Федор Бондарчук и Ксения Раппопорт представляют "Лед"

Материалы по теме

  • Питер ждет гостей

    30 октября 2017 / Редакция THR Russia

    Первый показ фильма «Лед» пройдет на Санкт-Петербургском международном культурном форуме. Об этом сообщил на пресс-конференции Форума министр культуры РФ Владимир Мединский.

    Комментировать
  • Александр Журавский: культурная миссия

    10 ноября 2017 / Александр Фолин

    О том, какие задачи ставятся перед петербургским культурным форумом, и чем будут удивлять взыскательную публику, THR спросил заместителя министра культуры РФ Александра Журавского.

    Комментировать
  • В Петербурге пройдёт первый коллоквиум ФИПРЕССИ, посвященный российскому кинематографу

    09 ноября 2017 / Редакция THR Russia

    Мероприятие состоится в рамках VI Санкт-Петербургского международного культурного форума.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus