«Восхождение Юпитер» с Ченнингом Татумом. Предчувствие космоса

«Восхождение Юпитер» с Ченнингом Татумом. Предчувствие космоса
Постер фильма «Восхождение Юпитер»

«Звездолет Вачовски» (именно так режиссеры просят себя называть) продолжает полет. Одна эта фраза в состоянии оправдать превращение Ларри в Лану, в результате которого творческий братский тандем стал дуэтом в стиле «все братья — сестры». И заглавие их новой ленты — «Восхождение Юпитер» — приобретает в этом контексте особенный смысл.

Именем газового гиганта из Солнечной системы названа скромная уборщица (Мила Кунис). На этом межзвездные аналогии, разумеется, не кончаются, ведь «звездолет» замахнулся на фильм в редком жанре «космическая опера». Предыдущий проект Вачовски «Облачный атлас», созданный в соавторстве с Томом Тыквером, режиссером фильма «Беги, Лола, беги», получился довольно спорным. Его научно-фантастическая часть была впечатляющей, но наивной, и картина в целом выглядела как учебный полет. Теперь все иначе. «Восхождение Юпитер» — выход в открытый космос.

Согласно сюжету, землянка Юпитер неожиданно узнает, что обладает особым даром, который позволит ей стать следующей Королевой Вселенной — спасительницей мира от наскучившей диктатуры. Действующую царственную особу эта перспектива, естественно, не устраивает. Но у Юпитер появляется достойный защитник — бывалый генномодифицированный солдат Кейн (остроухий и блондинистый Ченнинг Татум), который всю жизнь искал достойную бойню, чтобы погибнуть или победить.

Возвращения на территорию научной фантастики от Вачовски ждут уже больше десяти лет — с выхода последней «Матрицы». Но для долгожданного камбэка они выбрали не привычный анархический киберпанк, а космические просторы, где есть шанс заблудиться — увлечься разработкой грима, дизайна и прочей мишуры и случайно оставить без внимания саму историю.

С декорациями в фильме действительно все в порядке. Авторы, конечно, немного злоупотребляют технологией превращения известных актеров в межгалактический музей восковых фигур, которая была обкатана в «Облачном атласе». Но нарисованный широкими мазками мир будущего — с мутантами и киборгами всех мастей — не может не впечатлить.

На уровне идей главной, кажется, вновь выступает Лана. Ее нью-эйджевые замашки все больше напоминают публичные речи Жанны Агузаровой. С той лишь разницей, что режиссер, в отличие от певицы, выбрала своим фетишем Юпитер, а не Марс.

Братец Энди в этом союзе выступает скорее в роли пересмешника, которого откровенно веселит мракобесие, охватившее новоявленную сестрицу.

Фанатов «Матрицы» и куда менее успешного, но визионерского «Спиди-гонщика» эти обстоятельства могут ввергнуть в пучину тоски по славному прошлому, когда Вачовски еще не были парочкой сумасбродных селебрити. В те далекие времена они подавали признаки анархического дуэта, способного превратить жанр антиутопии в бомбу замедленного действия, заложив ее в малоподвижные мозги потребителей массового кино.

«Восхождение Юпитер» ничего подобного не сулит, обещая лишь мораль о защите окружающей среды и родстве живых существ да длиннющую цепочку постмодернистских аллюзий. Об их наличии свидетельствует и название (явная отсылка к позабытому фильму с Брюсом Уиллисом «Меркурий в опасности»), и участие Шона Бина (его герой, по признанию авторов, может напомнить зрителям Хана Соло), и любопытное камео Терри Гиллиама (в эпизоде, который цитирует его же «Бразилию»).

Постмодернистские игрища, впрочем, всегда были свойственны Вачовски — не будем себя обманывать. Все эти Нео, Тринити и Морфеусы (или Юпитер и Кейн, как в случае с новой картиной) служили эффективной ловушкой, зазывавшей доверчивых зрителей в мир, из которого мало кто возвращался прежним. Есть шанс, что и в этот раз режиссеры приготовили куда более сложную конструкцию, чем кажется на первый взгляд.

Перевод антиутопической истории на межгалактические рельсы выглядит ходом сколь сумасбродным, столь и верным. Преисполненная любви к человечеству Лана и примкнувший к ней Энди решили, должно быть, что на бренной Земле, которая погрязла в войнах за нефть и эфемерные «права человека», ловить больше нечего. Любое высказывание о привычной нам жизни непременно оборачивается конъюнктурой, чуждой большому художнику. Тем более что на тему корпоративного рабства и борьбы личности с государством Энди и Лана уже высказались — и в трилогии «Матрица», и в фильме «V значит Вендетта».

Так или иначе, все картины Вачовски рассуждают о том, как выйти за пределы человеческих возможностей. Исключением не стали ни дебютный лесбийский триллер «Связь», ни простоватый «Облачный атлас». Вероятно, именно за это стремление к абсолюту режиссеров до сих пор терпят в компании Warner Bros., которая после «Матрицы» не заработала ни на одном их проекте. Вся надежда на новый магнум-опус Вачовски, в котором сверхчеловечность — уже не цель, но изначальное условие.

«Восхождение Юпитер» (Jupiter Ascending) / США, 2015 г., 127 мин. Режиссеры: Энди Вачовски, Лана Вачовски. В ролях: Ченнинг Татум, Мила Кунис, Шон Бин, Гугу Мбата-Роу, Дуглас Бут, Эдди Редмэйн, Терри Гиллиам, Мария Дойл Кеннеди, Джеймс Д’Арси, Таппенс Мидлтон. В прокате с 5 февраля («Каро-Премьер»)

Материалы по теме

  • Питер Джексон рассказал о судьбе будущих экранизаций романов Толкина

    03 декабря 2014 / Редакция THR Russia

    По словам режиссера, все зависит от Фонда «Наследие Толкина», которому и принадлежат права на произведения английского писателя.

    Комментировать
  • «Номер 44». Империя страха и лжи

    15 апреля 2015 / Александра Сулим

    Два года назад, когда в Праге начались съемки картины «Номер 44», некоторые западные журналисты писали, что речь пойдет об охоте на маньяка Андрея Чикатило. И никого не смущало, что орудовал он на закате СССР, в то время как действие фильма Даниэля Эспиносы разворачивается в 1950-х. О том, как представляли (и коверкали) советскую действительность в Голливуде на разных этапах, вспомнил THR.

    Комментировать
  • Объявлена программа фестиваля «Окно в Европу»

    30 июля 2015 / Редакция THR Russia

    Сергей Пускепалис, Владимир Бортко и другие режиссеры поборются за главный приз киносмотра.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора