Жан-Жак Анно: «Почему американцы так относятся к фильмам из других стран?»

Жан-Жак Анно: «Почему американцы так относятся к фильмам из других стран?»

После выхода фильма «7 лет в Тибете» с Брэдом Питтом в 1997 году режиссеру Жан-Жак Анно сообщили, что ему запрещен въезд в Китай до конца жизни. Такое радикальное решение было принято из-за его изображения в фильме политически двусмысленной ситуации с Тибетом. Удивительно, но факт — Анно смог наладить отношения с Китаем и снял там историческую эпическую драму, «Тотем волка», франко-китайскую постановку, созданную при участии киностудии страны, China film Group. Фильм успешно прошел в китайском прокате и собрал 110 миллионов долларов, после чего был выдвинут Китаем на премию «Оскар» как лучший иностранный фильм. Однако теперь Анно столкнулся с проблемами с совсем другой стороны. В письме, датированном 5 октября,  члены Американской Киноакадемии, сообщили режиссеру, что фильм, в котором говорят на мандаринском и монгольском языках, да еще и снятый французом, не является в достаточной степени китайским и не проходит отбор. Хотя финансовая поддержка фильма от Китая составляет 80 %, основная претензия у членов Академии к тому, что основные создатели фильма не являются китайцами. Среди них сам Жан-Жак Анно, его оператор Жан-Мари Дрёжу, монтажер Рейнальд Бертран и американский композитор Джеймс Хорнер. Китайцы, уверенные что фильм отправится на «Оскар», были поражены, когда вместо него была в официальном списке номинантов в категории «Лучший иностранный фильм» появилась легковесная комедия «Убирайтесь немедленно, господин Опухоль!» 31-летнего китайского режиссера Хань Яна. Представитель киноакадемии подтвердил, что 2 октября на совещании было принято решение, что «Волчий тотем» не соответствует критериям отбора. Любопытно, что в 2014 было принято обратное решение, когда фильм Филиппа Муила «Соловей», в создании которого участвовали в основном французы, был принят Киноакадемией как китайская картина. Анно, получивший «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм» в 1977 году за фильм «Черные и белые в цвете», дал THR интервью.

Как вы узнали о решении Киноакадемии, что фильм не прошел отбор?

Мне позвонили 5 октября из China Film Group и сказали, что они получили извещение от Киноакадемии и Марка Джонсона. Он председатель отборочного комитета по иностранным фильмам. Их решение было принято из-за того, на мой взгляд, что они не поняли, кто является продюсером фильма. Продюсер фильма китаец, есть еще два французских продюсера, но в основном картиной занималась China Film Group, самая крупная китайская кинокомпания. 80 % бюджета картины пришло из Китая, фильм снят в Китае на китайском языке, исключительно с китайскими актерами. На съемочной площадке работало 600 человек китайской национальности и лишь 7 французов, включая меня и продюсера Савьера Кастано. Еще одним фактором повлиявшим на решение Киноакадемии, наверное, было участие в фильме американского композитора Джеймса Хорнера, хотя записывалась музыка частично в Пекине. Я прочитал, что в требования комитета входит, чтобы контроль над картиной осуществлялся той страной, от которой она номинируется. Тогда у меня вопрос: почему актеры не подпадают под квоту и почему продюсер, от которого идут 80 процентов бюджета, не считается контролирующим лицом? Значит ли это, что режиссер должен быть гражданином той страны, которая выдвигает фильм? В прошлом году от Китая тоже выдвигался фильм, снятый французом [«Соловей» Филиппа Муила]. Я позвонил ему, он сказал, что в прошлом году его фильм прошел отбор, фильм с французским режиссером, французской съемочной группой и французским сопродюсером. Что же изменилось в этом году?

Идея фильма изначально принадлежала китайцам, правильно?

В том-то и дело. В фильме рассказывается абсолютно китайская история про конкретный момент в китайской истории.

Вы послали в Киноакадемию письмо с объяснением ситуации?

Да, на следующий день, 6 октября. И мы потом обменивались письмами, но они не изменили своего решения. Возникает вопрос, почему американцы, приглашающие к себе режиссеров разных национальностей, все равно считают снятые ими фильмы американскими. Почему же они так относятся к фильмам из других стран? В этом видны двойные стандарты.

Думаете, они так несправедливо к Вам отнеслись отчасти из-за того, что вы уже получали «Оскар» за лучший иностранный фильм?

Не думаю, что в этом было что-то личное, по крайней мере, я так это не воспринял. Это скорее показывает их отношение к Китаю, чем ко мне. Люди из компании China Film Group очень расстроены.

Почему?

Не уверен, может быть, потому что Китай занимает такое важное место на мировом рынке и к нему относятся иначе, чем, скажем, к Того. Возможно, они действовали инстинктивно. Но настоящего ответа у меня нет.

Материалы по теме

  • Китай выдвинет на «Оскар» «Тотем волка» Жан-Жака Анно

    27 августа 2015 / Редакция THR Russia

    Картина, открывавшая Московский кинофестиваль в этом году, рассказывает о волках, блуждающих по степям Монголии.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus