«Годзилла». Происхождение вида

«Годзилла». Происхождение вида
Постер фильма «Годзилла»

10 лет назад на «Аллее славы» была заложена звезда одного из самых смертоносных существ на планете — в его киногеничности режиссеры убедились еще 28 картин назад, так что ничего удивительного, что очаровательная ящерка Годзилла вновь появится на экранах.

Этот материал был опубликован в 26-м номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

«Годзилла»(1954), реж. Исиро Хонда.

Когда директору по спецэффектам Эйдзи Цубурае предложили сделать кино о пробудившемся от ядерного взрыва монстре, он мечтательно представил, как выпишет из Голливуда специалистов по stop-motion (покадровой съемке) и внедрит эту технологию, оживившую в 1933-м Кинг-Конга, в японский кинематограф. Слишком долго и дорого — объяснила мечтателю студия Toho и попросила придумать доступную альтернативу. Избрав путь наименьшего сопротивления, Цубурая превратил в Годзиллу обычного актера, надев на него специальный костюм весом более 90 кило. Художников так увлек дизайн самого монстра (кожа гладкая, бугристая или с шипами? а какого размера уши? какие глаза?), что об удобстве человека, которого следовало поместить внутри, никто не подумал. Этим человеком, к своему несчастью, стал Харуо Накадзима. Актер мучился, потел, худел, с трудом двигал ногами и однажды даже упал в обморок. В свете этих фактов остается загадкой, почему в течение следующих восемнадцати лет роль японского ящера играл исключительно он.

«Кинг-Конг против Годзиллы» (1962), реж. Исиро Хонда

Вторая попытка применить технологию stop-motion для анимирования Годзиллы была предпринята в начале 1960-х. До студии Toho добрался многострадальный проект о Кинг-Конге, столкнувшемся с равноценным по размеру и силе монстром (на роль противника поначалу предлагали чудовище Франкенштейна). Но, заплатив за права на гориллу серьезную по тем временам сумму в $200 тыс., компания столкнулась с необходимостью экономить: о трудоемких технологиях вновь не могло быть и речи. Денег хватило лишь на новый костюм для Харуо Накадзимы, метровый макет и двух кукол, одна из которых умела извергать пламя. Аналогичный реквизит был подготовлен и для мохнатой кинозвезды из 1930-х. Зато в сцене с гигантским осьминогом, нападающим на гориллу и ящера, удалось привлечь настоящих животных — четырех моллюсков, которых заставляли двигаться по площадке с помощью потоков горячего воздуха. Выбраться из павильона живыми удалось лишь троим. Четвертый стал ужином для уставшего за день мастера спецэффектов Эйдзи Цубураи.

«Годзилла» (1984), реж.: Кодзи Хашимото, Р. Дж. Кизер

Продюсер очередного фильма франшизы Томоюки Танака потратил немало усилий на то, чтобы привлечь к проекту двух «ветеранов» — режиссера первых лент Исиро Хонду и композитора Акиру Ификубэ. Напрасно. Первый предпочел ассистировать своему другу Акире Куросаве в работе над картинами «Кагемуся: Тень воина» и «Ран». Второй, узнав о внесенных в дизайн изменениях (в частности, о том, что рост Годзиллы увеличился с традиционных 50 до 80 метров), гордо заявил: «Прошу прощения, но для 80-метровых монстров я музыку не пишу». Появление в титрах новых имен на рабочем процессе отразилось не очень сильно. Неудобный тяжелый костюм, замурованный в нем актер (на этот раз — Кэнпатиро Сацума, истошно кричавший от боли во время съемок), несколько кукол разных размеров и одна нога в натуральную величину. Особой гордостью создателей фильма стал шестиметровый робот-аниматроник, которым управляли с помощью компьютера. Аналогичные технологии позволили Джорджу Лукасу сделать Звезду смерти, а Стивену Спилбергу — динозавров для «Парка Юрского периода».

«Годзилла» (1998), реж. Роланд Эммерих

Возглавить создание первой голливудской «Годзиллы» предлагали Джеймсу Кэмерону, Тиму Бертону, Полу Верховену и режиссеру «Скорости» Яну де Бонту. Распихавший именитых конкурентов Роланд Эммерих покорил студию обещанием снять блокбастер «за три копейки» — больше $100 млн, уверил он, не потребуется (остальные просили на съемки 130, а то и все 150). Сам Эммерих — кстати, не большой поклонник гигантского ящера — согласился заняться проектом лишь в обмен на полную творческую свободу. И хотя свое обещание он не выполнил (превысив верхнюю планку расходов на $30 млн), студия действительно ни в чем не ограничивала режиссера. Эммерих в свою очередь почти ни в чем не ограничивал художника Патрика Татопулоса, которому дано было лишь одно указание: Годзилла новой формации должен уметь быстро бегать. Получившийся монстр кардинально отличался от своих предшественников: атаковавшее Манхэттен чудовище напоминало огромную игуану с тремя рядами шипов на спине и волевым подбородком, вдохновленным тигром Шерханом из «Книги джунглей». Патрик Татопулос создал не только дизайн, но и несколько разномасштабных макетов и одну модель на механическом управлении. Режиссер их, впрочем, почти не использовал — наступила эра компьютерных технологий.

«Годзилла: Финальные войны» (2004), реж. Рюхэй Китамура

Несмотря на кассовый успех фильма Эммериха, заработавшего почти $380 млн, японцы его признавать отказались. Решив, что настоящий Годзилла не может быть игуаной, нарисованной на компьютере, они окрестили американского монстра Зиллой и продолжили упражняться в так называемых физических (то есть не компьютерных) спецэффектах. На первой же встрече со съемочной группой «Финальных войн» Эйчи Асада, ответственный за создание чудища, торжественно заявил: «Мы остаемся верны настоящему, живому действию, которое не заменит мертвое голливудское CGI». Цутому Китагава, игравший Годзиллу уже не впервые, не скрывал своей благодарности в адрес Асады, который уменьшил вес костюма в 3,5 раза (со 100 до 30 кг) — режиссер фильма Рюхэй Китамура попросил сделать монстра маневренным и подвижным. Его рост при этом достиг рекордной отметки — 120 метров. «Финальные войны» интересны еще и тем, что это последняя картина, снятая в знаменитом бассейне студии Toho, который использовали для всех водных сцен с участием Годзиллы. Через месяц после окончания съемок его демонтировали, и в Японии перестали снимать фильмы об огромной рептилии — технический прогресс в мировом кино ее победил.

«Годзилла» (2014), реж. Гарет Эдвардс

«Представьте, что Годзилла — реальное существо, которое в начале 1950-х случайно увидел сотрудник Toho. Этот человек помчался на студию и начал делать кино, стараясь как можно правдоподобнее отразить внешний вид монстра. Но только теперь вы узнаете, как выглядел Годзилла на самом деле», — интриговал гостей последнего «Комик-Кона» режиссер Гарет Эдвардс. Судя по всему, он тоже не считает творение Роланда Эммериха достойным японской франшизы, потому и кричит на каждом углу о том, что его «Годзилла» — наследник традиций Toho. Но при создании 110-метрового чудища, в котором причудливо смешаны черты собаки, медведя и орла, Эдвардс не стал игнорировать передовые технологии. На роль суперреалистичного Годзиллы был приглашен Энди Серкис — исполнитель самых ярких компьютерных персонажей. В их число, кстати, входит не только Голум («Властелин колец») и Цезарь («Восстание планеты обезьян»), но и последний Кинг-Конг. Узнать, удалось ли Эдвардсу переплюнуть Эммериха, можете здесь.

Материалы по теме

  • ЭКСКЛЮЗИВ: Интервью с Василием Сигаревым – «У меня к Кар-Ваю личные счеты»

    02 сентября 2012 / Денис Данилов

    Постановщик, чья новая лента «Жить» уже вышла в отечественный прокат, рассказал THR.ru о том, как со временем менялся сценарий ленты, и над чем он будет работать дальше.

    Комментировать
  • Новое фото: «Все, что тебе нужно – это убивать»

    15 июля 2013 / Редакция THR Russia

    Том Круз и Эмили Блант предстают в военной форме и покрытые грязью в новом фильме Дага Лаймана.

    Комментировать
  • Ларс фон Триер бросил «Нимфоманку» на произвол судьбы

    12 ноября 2013 / Редакция THR Russia

    Режиссер отказался монтировать собственный фильм.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus