Рецензия: «Елки 1914» с Иваном Ургантом и Сергеем Светлаковым

Рецензия: «Елки 1914» с Иваном Ургантом и Сергеем Светлаковым
Со съемок фильма «Елки 1914»

Этот материал был опубликован в декабрьском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

Если что и удается российской массовой киноиндустрии, так это «кино к празднику». Особенно преуспел на этом поприще Тимур Бекмамбетов, в нынешней карьере которого можно заметить некоторый элемент двойничества. В Америке он снимает серьезные экшены «Особо опасен» и «Президент Линкольн: Охотник на вампиров», в России после «Дозоров» — романтические «теплые» комедии «Ирония судьбы. Продолжение» и «Елки».

Во второй и третьей частях «Елок» Бекмамбетов временно самоустранился как режиссер. В четвертой — вернулся, чтобы вместе с впечатляющей командой других постановщиков (в нее, в частности, вошли Юрий Быков и Александр Котт) перенести новогоднюю историю на сто лет назад.

События фильма «Елки 1914» начинаются в декабре 1913-го, когда молодой военный Иван (звезда комедии «Горько!» и лауреат премии THR Александр Паль) знакомится в Петрограде с симпатичной студенткой, будущим хирургом. Гордая девушка назначает ему танец только через год, но начинается Первая мировая. И вот герой лежит на больничной койке, а она рядом, пока в качестве врача.

Николай II между тем запрещает на время войны праздничные елки, но подлатанного Ивана это не устраивает: чтобы достойно встретить Новый год, а заодно выставиться перед своей избранницей, он решает собрать миллион петиций. В наши дни, когда в соцсетях ежедневно подписывают петиции за и против всего — начиная от жилой застройки на месте сквера и заканчивая отменой запрета на курение, — решение героя кажется особенно актуальным.

Параллельно в Анапе развивается другое действие. Герой Ивана Урганта приезжает в новый дом со стервой-невестой (Евгения Брик), брак с которой должен поправить его финансовые дела, но не может выселить оттуда прежних жильцов. В их числе — Сергей Светлаков, Альберт Филозов и Эммануил Виторган, решившие отпраздновать Новый год в старых стенах.

Действие «Елок 1914» разворачивается также в Москве, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. Мария Порошина лежит в кровати и кашляет, жалея, что дети останутся сиротами. Константин Хабенский едет в поезде и вспоминает, что сказал ему сын перед уходом на фронт: «Сам умирай, а товарища выручай». Артур Смольянинов рвется участвовать в турнире на коньках на Кубке стран Антанты. Город увешан афишами с Федором Шаляпиным. Одни смотрят фигуристов, другие ругают футуристов.

В «Елках 1914», происходящих в год начала Первой мировой, особенно виден социальный — в хорошем смысле — заказ и попытка объединить жителей огромной страны с помощью самого массового из искусств и самого понятного жанра. Идея минимум — стать рекордсменом новогодней кассы. Максимум — предложить идею объединения нации, которой скучно жить в капиталистическом мире и ходить на рутинную работу за деньги.

Русские люди в этой утрированной реальности, конечно, любят выпить и вообще простоваты, но совестливые и добрые (так, иностранцы до сих пор удивляются, что москвичи не улыбаются, но готовы потратить на тебя полчаса, подробно объясняя дорогу).

Царь в финале, естественно, вернет людям елки, потому что иначе и не может завершиться романтическая комедия: кинореальность и соответствие жанру — гораздо важнее исторических фактов.

Это Россия, в которой освобожденные крестьяне если и мечтают сбежать от своих хозяев, то лишь для того, чтобы выступать в цирке с медведями и ходить в синематограф. То, что через сто лет массовое кино будет таким же сентиментальным и обращенным к самым простым человеческим потребностям, не удивляет — страна и народ все те же, а кругом, как и в 1914-м, одни враги.

«Елки 1914» / Россия, 2014 г. Режиссеры: Тимур Бекмамбетов, Юрий Быков, Ольга Харина и др. В ролях: Иван Ургант, Сергей Светлаков, Александр Головин, Александр Домогаров-мл., Анна Хилькевич, Галина Стаханова, Владимир Гостюхин, Ян Цапник, катерина Шпица. В прокате с 25 декабря («Двадцатый Век Фокс СНГ», Bazelevs Distribution)

Материалы по теме

  • Берлин 2013: Долгие аплодисменты, разочарования и прогнозы в дневнике Елены Слатиной

    15 февраля 2013 / Елена Слатина

    Последний день 63-го Берлинале мало что поменял в фестивальной картине. В целом, фестиваль вышел отличным. Конкурс не был переполнен шедеврами, но его общий уровень был более чем достойным. Что еще приятно – ни один из фильмов не шел больше 100 минут: это здорово облегчило жизнь и журналистам, и зрителям.

    Комментировать
  • Мотоцикл Питера Фонды из фильма «Беспечный ездок» может уйти с молотка за 1 миллион долларов

    18 сентября 2014 / Редакция THR Russia

    Знаковый чоппер «Капитан Америка» был спасен после съемок актером Дэном Хаггерти, катавшимся на нем по Лос-Анджелесу.

    Комментировать
  • Брайан Сингер экранизирует роман Жюля Верна

    18 сентября 2015 / Редакция THR Russia

    Режиссер «Людей Икс» отметил свой юбилей анонсом нового проекта.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus