Рецензия: «Невидимки» с Гошей Куценко

Рецензия: «Невидимки» с Гошей Куценко

Юра (Илья Любимов) – униженный и оскорбленный офисный клерк, словно вышедший из гоголевской «Шинели». На работе коллеги и даже непосредственная начальница не знают его имени (говорящую фамилию Муравьев запомнить проще), жена зарабатывает куда больше, и как следствие – не уважает. Для сына он тоже не авторитет... Неудивительно, что когда перед новым годом с героем происходит чудо – Юра вдруг становится невидимым – то он не сразу это замечает. На него и так никто не обращал внимания.

Впрочем, до трагизма Акакия Акакиевича Юре, конечно, далеко. По тому, как привычно герой тянет свое ярмо, пока не совершает «окончательное падение» (метафора сценаристов - перед превращением он в буквальном смысле проваливается в люк) он, скорее, напоминает Новосельцева из «Служебного романа». А его начальница (Ирина Розанова) так вообще вылитая «мымра» Алисы Фрейндлих. Есть и заклятый друг - Клебеев (Андрей Мерзликин).

По мысли создателей, мир кишит невидимками: мелкие клерки, воры-карманники, безликие артисты и юные программисты. Они везде. Они незаметны, и поэтому могут править миром. Что-то напоминает? Авторы явно до дыр смотрели «Бойцовский клуб», списав у Финчера структуру картины: сцена погони, с которой начинается фильм, фидбэки и кольцевая композиция – оттуда. Жаль только, революция у героев фильма получается мелкая: фантазии «невидимкам» хватает только на подсматривание в женской бане, и эта идея (до самого подсматривания дело все-таки не доходит) – одна из самых глубоких шуток в фильме.

К плюсам картины можно отнести технически хорошо проработанную историю (режиссер Сергей Комаров долго трудился над тем, чтобы между видимым и невидимым мирами не возникло путаницы), обилие пасхалок и киноцитат (если их высматривание доставляет вам удовольствие), очень неплохую компьютерную графику. Фильм вообще выглядит недешево - вполне себе на те 5 миллионов долларов, которые на него потратили. Очень мил и играющий сам себя Гоша Куценко, над «востребованностью» которого в современном кино создатели неплохо поиронизировали.

Однако шуток авторам хватило примерно на полфильма: с середины все начинает портиться. Сначала натужной становится игра актеров, потом смех зрителей. А после развязки с заманиваниями и разоблачениями злодеев создается впечатление, что у сценариста совсем закончились идеи, и он решил напоследок закидать нас штампами.

Отчего неоригинальная, но технически хорошо проработанная идея с очень неплохими актерами оставляет такое убогое впечатление? Дело даже не в том, что «забыты праздники давно, как прошлогоднее кино, сюжет которого не вспомнить никому». Ведь смотрим же мы иногда «Иронию судьбы» посреди летних каникул. Видимо, дело в команде. Если автомобиль проектируют инженеры АвтоВАЗа, собирают рабочие АвтоВАЗа, и руководят всем менеджеры АвтоВАЗа, то независимо от того, на каком заводе происходит дело, получится понятно что.

Для режиссера Сергея Комарова это лишь второй полнометражный опыт (дебютный фильм «Разговор» был очень слабым). Создатели картины - продюсеры, операторы и даже композитор Укупник - видимо, предпочитают количество качеству: послужные списки у всех очень длинные. Но только один из сценаристов – Юрий Коротков – был ранее замечен в нескольких приличных проектах. Кстати, по его словам, вся эта история с невидимками - его студенческий сон...

Одним словом, если вы любите гэги, «Невидимки» могут слегка позабавить. Главное - не искать в них чего-то действительно светлого: иначе рискуешь ощутить привкус позавчерашнего салата оливье.

«Невидимки» / Россия, 2013 г., 90 мин. Режиссер: Сергей Комаров. В ролях: Илья Любимов, Екатерина Гусева, Андрей Мерзликин, Гоша Куценко, Дмитрий Астрахан, Ирина Розанова, Анна Семенович. В прокате с 5 февраля 2015 («Наше Кино»)

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus