- Главная
- →
Кино- →
Рецензия: «Батальонъ» с Марией АроновойРецензия: «Батальонъ» с Марией Ароновой
Дмитрий ОсташевскийЕще один фильм с «Ъ» на конце о том, как прекрасные и благородные люди не уберегли Россию от «пархатых большевистских казаков».
Весна 1917-го года. Февральская революция изменила жизнь России. Государь отрёкся от престола. В окопах вовсю ведут пропаганду большевики, призывая к миру с неприятелем. Армия находится на пороге окончательного разложения. По приказу Керенского (Марат Башаров) для поднятия боевого духа создаётся женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкаревой (Мария Аронова). Своей службой «Батальон смерти» должен подать пример храбрости, мужества и поднять боевой дух солдат.
Хотя исходный посыл может показаться бредом, вина тут лежит на временном правительстве 1917 года: историческую достоверность авторы гарантируют. С историей в фильме вообще хорошо: костюмы, оружие, улицы Петрограда и декорации окопов Первой мировой выглядят очень реалистично. Похожа на своего прототипа и комбат Бочкарева. И это при том, что Марии Ароновой сценаристы не дали почти никакого бэкграунда.
Претензии к картине те же, что лет 7 назад были к другому фильму с буквой «Ъ» на конце - «Адмиралу»: нет ни твердой логики сюжета, ни живых характеров (вспомним «А зори здесь тихие», где каждый персонаж искренний и глубокий). Здесь же - один патриотический пафос, вытаращенные от усердия глаза, и каждые 10 минут кто-нибудь с надрывом восклицает: «Ой, простите, бабоньки, виновата я!». Ни грана самоиронии, и как следствие - ни тени жалости к героиням. Зато во время просмотра испытываешь только это чувство. У режиссера всегда есть возможность самыми различными средствами от музыки, до самой игры актеров воздействовать на зрителя: бросать в жар и холод, вызывать сочувствие, радость, стыд, негодование за героя. Однако Месхиев весь фильм с одной и той же интенсивностью раз в 5-10 минут давит на педаль «жалость». Как говорится, «обнять и плакать». До слез не доводит ни разу, но ком в горле стоит. А когда 2 часа стоит ком в горле – начинает подташнивать.
В общем, все, чем Месхиев традиционно силен – ирония, психология, гуманизм – здесь не удалось. Возможно, оттого, что нет камерности, которая отличает его лучшие, в том числе и военные работы. Главных героев не 3-4, как в самых удачных его фильмах, а 12. И почти в каждой сцене задействовано от ста человек. Этот фильм гораздо более пошел бы Федору Бондарчуку. Он и получился как у Бондарчука, и претензии - те же, что ко всем батальным фильмам Бондарчука, хотя тот здесь лишь один из продюсеров.
Структурно фильм можно сравнить с «Цельнометаллической оболочкой»: сначала тяжело в учении, потом - еще тяжелее в бою. Но если у гениального Кубрика все развивается по расширяющейся вверх спирали: накал событий, эмоций, эволюция (или деградация) героев, то в «Батальоне» все ходит по кругу. И когда в конце героини начинают погибать, переживаешь за них ничуть не больше, чем когда они в начале вывихивают ноги. Может быть именно так - красиво, вяло, неубедительно - и надо рассказывать о бездарной войне в эпоху декаданса, о жизни под руководством временщиков. Может быть, именно это и создаст правильное ощущение: того, что это никогда не должно повториться, того, насколько не место женщине на войне, тряпкам и дуракам - во власти, демократии - в армии… А может быть, вообще хватит снимать хорошее кино про войну? Пусть отвращение к ней входит с младых ногтей через плохие фильмы…
Однако, несмотря на все вышесказанное, любителям имперско-военного патриотизма и рассуждений о вечном предательстве святой России «большевистскими крысами» эта картина может приглянуться.
Читать далее: Как снимался «Батальонъ»
«Батальонъ» / Россия, 2015г., 120мин. / Режиссер: Дмитрий Месхиев / В ролях: Мария Аронова, Мария Кожевникова, Ирина Рахманова, Валерия Шкирандо, Янина Малинчик, Марат Башаров, Кирилл Полухин, Евгений Дятлов. В прокате с 20 февраля («WDSSPR»)
Материалы по теме
«Маньяк» с Элайджей Вудом попал в программу Каннского фестиваля
29 апреля 2012 / Илья КувшиновИсполнительный директор киносмотра на Лазурном берегу Тьерри Фремо объявил о дополнении программы еще семью картинами.
КомментироватьФОТО: Церемония закрытия 34 ММКФ
30 июня 2012 / Илья КувшиновПомимо конкурсантов и гостей фестиваля, церемонию закрытия 34-го Московского Международного кинофестиваля посетила актриса Катрин Денев, которая получила приз за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского.
Ассанж подложил бомбу под «Пятую власть»: Викиликс раздает «Медиастан» бесплатно
21 октября 2013 / Редакция THR RussiaДокументальный фильм о «Викиликс», снятый силами «Викиликс», раздается легально и бесплатно. Фильм «Пятая власть», в котором роль Ассанжа играет Бенедикт Камбербэтч, провалился в прокате.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: