«Мстители: Эра Альтрона». Грани разумного

«Мстители: Эра Альтрона». Грани разумного
Постер фильма «Мстители: Эра Альтрона»

Этот материал был опубликован в апрельском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».

О фильмах, которые входят в киновселенную Marvel, можно немало сказать, используя только числа. Десять лент, уже вышедших в кинопрокат, собрали в мире $7,16 млрд, причем две из них — «Мстители» (2012) и «Железный человек 3» (2013) — входят в десятку самых кассовых картин в истории кинематографа. «Мстители: Эра Альтрона» станет одиннадцатым, но далеко не последним проектом с участием марвеловских супергероев: на ближайшие годы запланировано появление еще одиннадцати фильмов.

О проектах Marvel можно говорить и как о прекрасном символе голливудской аристократии. Лучшие актеры и актрисы нашего времени переодеваются в смешные трико и металлические латы, чтобы сразиться со злом, вооружившись молотками, кнутами и пистолетами. Скарлетт Йоханссон мы увидели в очень тесных кожаных брюках, Роберта Дауни-мл. — в реактивном костюме, Джереми Реннера — с луком и стрелами, Микки Рурка — с электрической плеткой…

В отличие от «Бэтмена» и «Человека-паука», вселенная Marvel многофигурна, и эту многофигурность удается переносить из одного фильма в другой. При этом каждый из героев — главный (хотя некоторые, конечно, немного главнее). У каждого — собственный яркий характер, свои мотивации, друзья и враги. В этом, впрочем, нет ничего удивительного. Marvel — и в самом деле вселенная: для каждого супергероя и суперзлодея придуман не просто комикс, а целое собрание сочинений. Так что для гол­ливудских сценаристов работа над посвящен­ными им картинами — всякий раз ювелирная акробатика.

Как и для режиссеров, поэтому привлекают к проектам лучших. Две части «Железного человека» снял Джон Фавро, который задал новую планку, новый стандарт того, как над­лежит снимать умное и мегазрелищное кино про супергероев. Над «Тором» работал Кеннет Брана, большой шекспировский режис­сер. Над «Мстителями» — изобретатель и визионер Джосс Уидон, который мог бы остаться в киноистории даже благодаря одним только сериалам («Баффи — истребительница вампи­ров» и культовый «Светлячок»).

А самое важное, что все фильмы кино­ вселенной Marvel, в отличие от большинства других экранизаций комиксов, представляют собой серьезную глубокую драму, исследую­щую отнюдь не комиксовую реальность (хотя герои по традиции ходят в ужасно смешных фетишистских костюмах). «Железный чело­век» исследовал важнейший для современ­ной Америки вопрос: что стреляет — оружие или человек, который берет его в руки? Ну и заодно проблему масштаба Достоевского: «Имеет ли право обаятельный гений­-милли­ардер насильно менять этот мир?»

Первые «Мстители» были историей про дегуманизацию, неизбежную в каждой воен­ной структуре. Фильмом о том, как несколько супергероев, уникальных сверхличностей, должны превратиться во взвод, эффективную боевую единицу, в которой об их личных пе­реживаниях никто не спросит. Исследованием дьявольской силы, которую может приобрести тайная спецслужба, и того, что для мира она может представлять еще большую опасность, чем то, от чего она призвана мир защищать.

Вторые «Мстители» будут посвящены ис­ кусственному интеллекту. После того как Тони Старк устал скакать в реактивном костю­ме, спасая мир (в конце концов, он не настоящий супергерой, а обычный миллиардер в необычном костюме — у него и посттравмати­ческий шок может быть), он придумал Альтро­на, суперробота с искусственным интеллектом, который должен стоять на страже мира вме­сто развалившегося агентства «Щит». Но ис­кусственный интеллект — штука предельно рациональная и потому очень опасная.

Альтрон решил, что это жалкие людишки стоят на пути мира и прогресса и несут вину за то, что происходит с Землей. Решение пока­залось ему очевидным и простым: необходимо просто-­напросто уничтожить людей. Во мно­гом Альтрон, безусловно, прав, но Тони Старка, Тора, Соколиного глаза, Черную Вдову и других чле­нов банды Мстителей эта риторика не устроила. Вторая часть, таким образом, станет битвой супергероев и суперробота.

Истерика по поводу того, что искусствен­ный интеллект может быть невероятно опас­ным, идет, по крайней мере, с 1960­-х годов (тог­да же, кстати, появились первые комиксы про Альтрона). С одной стороны, технологии сдела­ли не такой уж большой скачок, и мы все еще не близки к появлению сверхумных роботов. С другой — вычислительные мощности и коли­чество искусственной памяти растет в геоме­трической прогрессии, распознавание образов совершило грандиозный прорыв, передовые информационные концерны разрабатывают беспилотные автомобили, самолеты взлетают и садятся на автопилоте (и скоро вообще будет непонятно, зачем на борту нужен живой пилот, если почти в каждой аварии есть человеческий фактор).

И тут опять становится страшно. Вдруг ком­пьютер окажется все же умнее, чем мы? Вдруг ему и правда придет в голову простая идея, что для мира чистых вычислений, нулей и единиц белковая жизнь в целом и человечество в част­ности — досадная помеха вроде плесени? Кто нас защитит в этом случае?

Вопрос остается открытым, но ясно, что на компьютеры и технологии полагаться опасно. Камеры в любой критический момент вроде кражи мотоцикла или политического убий­ства оказываются отключены. Компьютеры виснут, операционные системы падают, навигаторы ведут водителей в бетонные стены. И если к этому добавится компьютерный раз­ ум, то вместо вселенского порядка нас ждет еще больший хаос. Пресловутый апокалипсис и впрямь может принять форму безжалостного робота с приятным голосом. Ведь если мы чего­ то всерьез боимся полвека, рано или поздно оно способно воплотиться в жизнь.

«Мстители: Эра Альтрона» (Avengers: Age of Ultron) / США, 2015 г. Режиссер: Джосс Уидон. В ролях: Роберт Дауни-мл., Крис Хемсворт, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Марк Руффало, Джереми Реннер, Сэмюэл Л. Джексон, Аарон Тейлор-Джонсон, Элизабет Олсен, Джеймс Спейдер. В прокате с 23 апреля (WDSSPR)

Материалы по теме

  • ЭКСКЛЮЗИВ: Том Тыквер и Созвездие Вачовски о любимых фильмах, вырезанных сценах и глупости Гильдии режиссеров

    23 ноября 2012 / Денис Данилов

    THR.ru встретился с постановщиками «Облачного атласа» и узнал, почему Энди и Лана Вачовски взяли такой псевдоним, что войдет в Blu-ray издание фильма и где Том Тыквер видит корни картины.

    Комментировать
  • Похороны индустрии

    01 октября 2013 / Максим Эйдис

    Голливуд ждет неминуемый кризис, грозящий ему если не полным крахом, то как минимум глобальным преобразованием, — такое сенсационное заявление сделали в рамках своего совместного выступления на конференции в Университете Южной Калифорнии Cтивен Cпилберг и Джордж Лукас. По пророчеству мэтров, все рухнет, когда провалится хотя бы полдюжины фильмов с 300-миллионным бюджетом. и как тут не заволноваться, если сезон летних блокбастеров ознаменовался провалом сразу трех голливудских мегапроектов? THR решил разобраться, какова вероятность катастрофы и чем возможный крах «фабрики грез» может обернуться для России.

    Комментировать
  • Канны 2015: «Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакуна и «Море деревьев» Гаса Ван Сента в дневниках Камилы Мамадназарбековой

    19 мая 2015

    Таец и американец в своих картинах пытаются поженить мистицизм и повседневность – с разной степенью успеха.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus