- Главная
- →
Кино- →
«Мстители: Эра Альтрона». Грани разумного«Мстители: Эра Альтрона». Грани разумного
Семен КвашаВо время работы над сиквелом «Мстителей» режиссер Джосс Уидон, по его собственному признанию, вдохновлялся вовсе не супергеройскими фильмами, а «Звездными войнами» и второй частью «Крестного отца». Как выяснил THR, зрителей ждет не просто зрелищная картина, наполненная спецэффектами, а серьезная умная драма, в которой речь пойдет о главном страхе этого века.
Этот материал был опубликован в апрельском номере «The Hollywood Reporter – Российское издание».
О фильмах, которые входят в киновселенную Marvel, можно немало сказать, используя только числа. Десять лент, уже вышедших в кинопрокат, собрали в мире $7,16 млрд, причем две из них — «Мстители» (2012) и «Железный человек 3» (2013) — входят в десятку самых кассовых картин в истории кинематографа. «Мстители: Эра Альтрона» станет одиннадцатым, но далеко не последним проектом с участием марвеловских супергероев: на ближайшие годы запланировано появление еще одиннадцати фильмов.
О проектах Marvel можно говорить и как о прекрасном символе голливудской аристократии. Лучшие актеры и актрисы нашего времени переодеваются в смешные трико и металлические латы, чтобы сразиться со злом, вооружившись молотками, кнутами и пистолетами. Скарлетт Йоханссон мы увидели в очень тесных кожаных брюках, Роберта Дауни-мл. — в реактивном костюме, Джереми Реннера — с луком и стрелами, Микки Рурка — с электрической плеткой…
В отличие от «Бэтмена» и «Человека-паука», вселенная Marvel многофигурна, и эту многофигурность удается переносить из одного фильма в другой. При этом каждый из героев — главный (хотя некоторые, конечно, немного главнее). У каждого — собственный яркий характер, свои мотивации, друзья и враги. В этом, впрочем, нет ничего удивительного. Marvel — и в самом деле вселенная: для каждого супергероя и суперзлодея придуман не просто комикс, а целое собрание сочинений. Так что для голливудских сценаристов работа над посвященными им картинами — всякий раз ювелирная акробатика.
Как и для режиссеров, поэтому привлекают к проектам лучших. Две части «Железного человека» снял Джон Фавро, который задал новую планку, новый стандарт того, как надлежит снимать умное и мегазрелищное кино про супергероев. Над «Тором» работал Кеннет Брана, большой шекспировский режиссер. Над «Мстителями» — изобретатель и визионер Джосс Уидон, который мог бы остаться в киноистории даже благодаря одним только сериалам («Баффи — истребительница вампиров» и культовый «Светлячок»).
А самое важное, что все фильмы кино вселенной Marvel, в отличие от большинства других экранизаций комиксов, представляют собой серьезную глубокую драму, исследующую отнюдь не комиксовую реальность (хотя герои по традиции ходят в ужасно смешных фетишистских костюмах). «Железный человек» исследовал важнейший для современной Америки вопрос: что стреляет — оружие или человек, который берет его в руки? Ну и заодно проблему масштаба Достоевского: «Имеет ли право обаятельный гений-миллиардер насильно менять этот мир?»
Первые «Мстители» были историей про дегуманизацию, неизбежную в каждой военной структуре. Фильмом о том, как несколько супергероев, уникальных сверхличностей, должны превратиться во взвод, эффективную боевую единицу, в которой об их личных переживаниях никто не спросит. Исследованием дьявольской силы, которую может приобрести тайная спецслужба, и того, что для мира она может представлять еще большую опасность, чем то, от чего она призвана мир защищать.
Вторые «Мстители» будут посвящены ис кусственному интеллекту. После того как Тони Старк устал скакать в реактивном костюме, спасая мир (в конце концов, он не настоящий супергерой, а обычный миллиардер в необычном костюме — у него и посттравматический шок может быть), он придумал Альтрона, суперробота с искусственным интеллектом, который должен стоять на страже мира вместо развалившегося агентства «Щит». Но искусственный интеллект — штука предельно рациональная и потому очень опасная.
Альтрон решил, что это жалкие людишки стоят на пути мира и прогресса и несут вину за то, что происходит с Землей. Решение показалось ему очевидным и простым: необходимо просто-напросто уничтожить людей. Во многом Альтрон, безусловно, прав, но Тони Старка, Тора, Соколиного глаза, Черную Вдову и других членов банды Мстителей эта риторика не устроила. Вторая часть, таким образом, станет битвой супергероев и суперробота.
Истерика по поводу того, что искусственный интеллект может быть невероятно опасным, идет, по крайней мере, с 1960-х годов (тогда же, кстати, появились первые комиксы про Альтрона). С одной стороны, технологии сделали не такой уж большой скачок, и мы все еще не близки к появлению сверхумных роботов. С другой — вычислительные мощности и количество искусственной памяти растет в геометрической прогрессии, распознавание образов совершило грандиозный прорыв, передовые информационные концерны разрабатывают беспилотные автомобили, самолеты взлетают и садятся на автопилоте (и скоро вообще будет непонятно, зачем на борту нужен живой пилот, если почти в каждой аварии есть человеческий фактор).
И тут опять становится страшно. Вдруг компьютер окажется все же умнее, чем мы? Вдруг ему и правда придет в голову простая идея, что для мира чистых вычислений, нулей и единиц белковая жизнь в целом и человечество в частности — досадная помеха вроде плесени? Кто нас защитит в этом случае?
Вопрос остается открытым, но ясно, что на компьютеры и технологии полагаться опасно. Камеры в любой критический момент вроде кражи мотоцикла или политического убийства оказываются отключены. Компьютеры виснут, операционные системы падают, навигаторы ведут водителей в бетонные стены. И если к этому добавится компьютерный раз ум, то вместо вселенского порядка нас ждет еще больший хаос. Пресловутый апокалипсис и впрямь может принять форму безжалостного робота с приятным голосом. Ведь если мы чего то всерьез боимся полвека, рано или поздно оно способно воплотиться в жизнь.
«Мстители: Эра Альтрона» (Avengers: Age of Ultron) / США, 2015 г. Режиссер: Джосс Уидон. В ролях: Роберт Дауни-мл., Крис Хемсворт, Крис Эванс, Скарлетт Йоханссон, Марк Руффало, Джереми Реннер, Сэмюэл Л. Джексон, Аарон Тейлор-Джонсон, Элизабет Олсен, Джеймс Спейдер. В прокате с 23 апреля (WDSSPR)
Материалы по теме
ЭКСКЛЮЗИВ: Том Тыквер и Созвездие Вачовски о любимых фильмах, вырезанных сценах и глупости Гильдии режиссеров
23 ноября 2012 / Денис ДаниловTHR.ru встретился с постановщиками «Облачного атласа» и узнал, почему Энди и Лана Вачовски взяли такой псевдоним, что войдет в Blu-ray издание фильма и где Том Тыквер видит корни картины.
КомментироватьПохороны индустрии
01 октября 2013 / Максим ЭйдисГолливуд ждет неминуемый кризис, грозящий ему если не полным крахом, то как минимум глобальным преобразованием, — такое сенсационное заявление сделали в рамках своего совместного выступления на конференции в Университете Южной Калифорнии Cтивен Cпилберг и Джордж Лукас. По пророчеству мэтров, все рухнет, когда провалится хотя бы полдюжины фильмов с 300-миллионным бюджетом. и как тут не заволноваться, если сезон летних блокбастеров ознаменовался провалом сразу трех голливудских мегапроектов? THR решил разобраться, какова вероятность катастрофы и чем возможный крах «фабрики грез» может обернуться для России.
Канны 2015: «Кладбище великолепия» Апичатпонга Вирасетакуна и «Море деревьев» Гаса Ван Сента в дневниках Камилы Мамадназарбековой
19 мая 2015Таец и американец в своих картинах пытаются поженить мистицизм и повседневность – с разной степенью успеха.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: