5 причин, почему корейское кино побеждает Голливуд

5 причин, почему корейское кино побеждает Голливуд
Кадр из фильма «Сквозь снег» По Чжун Хо

Корейская киноиндустрия — одна из немногих в мире не только смогла отодвинуть в сторону Голливуд у себя дома, но и вот уже много лет снабжает международные кинофестивали и прокат других стран отличными картинами. В честь 39-го ММКФ, где уже во второй раз прошла ретроспектива южнокорейских фильмов, THR пересмотрел самые популярные ленты и постарался разгадать секрет их успеха, обнаружив, что они могут быть использованы и в России.

Креативность

Для корейских режиссеров не существует общепринятых жанровых законов. Они смешивают мелодраму с боевиком и комедией, редко опускаются до однозначных хеппи-эндов. Часто сами постановщики пишут себе сценарии, и если во всем мире это в сочетании с неповторимым стилем — признак авторского кино, то в Южной Корее — обыденность мейнстримового проката. Антикапиталистическая комедия «Окча» Пон Чжун Хо из конкурса минувшего Каннского кинофестиваля (фильм участвовал в основном конкурсе. — THR) о том, как Тильда Суинтон пытается пустить на котлеты обаятельную суперсвинью — образец такой креативности.

 

Кинотеатры

Взрывной рост местной киноиндустрии в конце 1990-х начался со строительства мультиплексов, и развитие кинотеатрального бизнеса не прекращается по сей день. Правда, главное в нем — не общее число залов (оно приостановилось, достигнув двух тысяч с небольшим), а новые технологии и диверсификация.

Основные игроки отрасли, CJ и Lotte, используют экраны-рекордсмены шириной более 30 метров, продвигают 4DX и совершенно новую систему показа с тремя проекторами — ScreenX. Сеть CGV из холдинга CJ Entertainment к тому же развивает прокат арт-кино. Подразделение CGV Arthouse уже несколько лет на локальных кинофестивалях вручает специальный приз корейским независимым режиссерам — возможность показать свой фильм в лучших мультиплексах страны.

 

Культура

«Запад есть Запад, Восток — Восток, и вместе им не сойтись», — писал Редьярд Киплинг в конце XIX века. В наше время — когда все пользуются одинаковыми смартфонами (сделанными, кстати, на Востоке!), сидят в одном и том же Интернете и живут в мегаполисах, — эти слова кажутся устаревшими. Но для корейских зрителей, которые еженедельно имеют возможность сравнить фильмы, сделанные у них на родине и в США, завет писателя снова становится актуальным.

Индивидуализм персонажей американского кино и даже детали их быта (они не разуваются, когда заходят в дом!) представители этой чрезвычайно склонной к коллективизму нации не считают универсальными и еще по этой причине предпочитают отечественные ленты, где все особенности менталитета учтены. Но культурные различия работают и в обратную сторону — мешают восприятию, а значит, и прокату корейского кино на Западе.

Кадр из фильма «Ода моему отцу» реж. Юн Чже Гюн

Господдержка и реформы

Прокат корейского кино у себя на родине защищен квотами — минимум 73 дня в году каждый кинотеатр должен показывать отечественные картины. Правда, доля локальных фильмов в годовом бокс-офисе несколько лет подряд превышает 50% и эти квоты погоды уже не делают. Более действенные меры, до сих пор влияющие на рост индустрии и разнообразие фильмов, — это изменение налогообложения кинокомпаний, а также организация и поддержка специализированных венчурных фондов, которые вкладывают средства в кино.

Кадр из фильма «Убийство» реж. Чхве Дон Хун

Зрители

Типичный зритель в США или в России — тинейджер или молодой человек слегка за 20. В Корее средний посетитель кинотеатра — на десять лет старше. Такого человека затащить на спецэффектную сказку про гигантских роботов или супергероев гораздо сложнее. Например, единственный фильм из вселенной MARVEL, продавший больше 10 млн билетов (но все равно не попадающий в десятку самых кассовых!), — «Мстители: Эра Альтрона», в котором несколько экшен-сцен были сняты в Сеуле, что и стало основной причиной успеха.

Чем старше и образованнее зритель, тем больше он ценит местное кино. Если, конечно, режиссеры не пытаются копировать Голливуд и им не все равно, для кого они снимают свои картины. К тому же искушенные киноманы обеспечивают существование небольшой параллельной индустрии корейского артхауса.

Кадр из фильма «Ветеран» реж. Рю Сын Ван

5 главных корейских режиссеров-хитмейкеров

Юн Чже Гюн

Глава кинокомпании JK film режиссер Юн Чже Гюн — король чисто корейского жанра: мелодраматического блокбастера. Его авторские работы — «Ода моему отцу», или недавний продюсерский проект, горный фильм «Гималаи», на который было продано несколько миллионов билетов только в Южной Корее. Юн знает, как задеть струны азиатской души, хотя критики иногда упрекают его в излишней сентиментальности.

Рю Сын Ван

Режиссер, продюсер и актер Рю Сын Ван с детства любил две вещи: боевые искусства и кино, позже увлечения нашли воплощение в карьере. Еще недавно он делал оммажи Квентину Тарантино: в фильме Рю «Ни крови, ни слез» было множество отсылок к «Джеки Браун», а в «Городе насилия» аллюзий на «Убить Билла». Сейчас режиссер стал серьезнее и специализируется на трагикомических боевиках, где освещает главные проблемы современности — коррупцию и капитализм.

Пон Чжун Хо

Пон Чжун Хо уже успел стать современным классиком — «Воспоминания об убийстве» называют в числе лучших картин минувшего десятилетия. Правда, те, кто считают его режиссером авторского кино, удивятся, что почти все работы мастера — хиты корейского проката. Более того, Пон неизменно ставит рекорды по размеру бюджетов своих блокбастеров. Самый успешный проект «Вторжение динозавра» поставил недостижимую для корейской киноиндустрии 2000-х планку затрат $11 млн, а снятая для Netflix «Окча» обошлась в целых $50 млн, что в 4–5 раз больше, чем самые дорогие ленты других авторов.

Ким Хан Мин

Ким Хан Мин — автор самого кассового корейского фильма всех времен — «Битва за Мен-рян» (17 млн билетов в стране с населением 50 млн). Успех картины можно объяснить совмещением знакомой каждому корейцу историей о легендарном флотоводце XVI века Ли Сун Сине с яростной динамикой современного боевика. Причем режиссер не пользовался голливудскими рецептами, а разработал свой стиль средневекового экшена еще в предыдущей работе «Стрела. Абсолютное оружие». Правда, внимательный российский зритель может заметить, что обе картины сделаны под влиянием «Александра Невского» Сергея Эйзенштейна.

Чхве Дон Хун

Чхве Дон Хун стал режиссером, потому что никто не мог понять, как экранизировать его запутанные сценарии. В них обычно три, пять или даже восемь главных героев, обманы и интриги, переплетение нескольких сюжетных линий и почти каждая история об ограблениях. Самый успешный фильм «Воры» принято сравнивать с «Одиннадцатью друзьями Оушена» Стивена Содерберга, но у корейского автора картина получилась сложнее и, как ни странно, больше похожей на классические голливудские каперы 50-х.

Материалы по теме

  • Южнокорейский триллер про зомби стал лидером проката в Гонконге

    29 сентября 2016 / Редакция THR Russia

    «Поезд в Пусан» получил там титул самого кассового азиатского фильма всех времен, обогнав все китайские картины.

    Комментировать
  • Южнокорейский фильм «Мисс Бабуля» получит английский и испанский ремейки

    07 ноября 2016 / Редакция THR Russia

    До этого фильм уже экранизировался в 6 странах Азии.

    Комментировать
  • Канны 2017: свинка Окча, молодой Годар и другие конкурсные фильмы

    22 мая 2017 / Инна Денисова

    Продолжаем обсуждать конкурсные фильмы фестиваля – «Спутник Юпитера» венгра Корнеля Мундруцо, «Окчу» корейского режиссера Пона Джун-хо, «Квадрат» шведа Рубена Эстлунда и «Молодого Годара» Мишеля Хазанавичуса.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus