«Белоснежка и семь гномов»: сказочное начало

Сегодня трудно представить, что первый полнометражный мультфильм стал настоящим вызовом традиционной анимации, великим изобретением профессионального сказочника, который поверил, что дети не заскучают за просмотром длинной истории. Дисней рискнул и не прогадал: «Белоснежка и семь гномов» положила начало успешной франшизе диснеевских принцесс, и на ней выросло несколько поколений зрителей. THR решил вспомнить, как рождалась легенда 80 лет назад.
До «Белоснежки» мультфильмов длиннее восьми (!) минут в Голливуде просто не снимали, хотя идея создания полнометражной анимационной истории бередила воображение Уолта Диснея едва ли не с того момента, как он явился на «фабрику грез» в 1923 году. Окончательное решение взяться за такую работу созрело в 1934-м, и о нем Дисней предпочел объявить официально, поместив заметку в The New York Times.
Во время поездки в Париж год спустя Уолт и его старший брат и компаньон Рой получили медаль от Лиги Наций за создание образа Микки-Мауса как «международного символа доброй воли». Перед церемонией награждения в кинотеатре прокрутили шесть историй про Микки подряд. Публика приняла затянувшийся показ с воодушевлением, и Уолт понял, что он на правильном пути.
Позже постановщик скажет, что студия зачахла бы, не явись на свет «Белоснежка». Короткие мультфильмы, даже самые успешные вроде «Трех поросят», шли довеском к фильмам и не приносили студии ощутимой прибыли. К тому же в кино скетчей и гэгов уже вовсю кипели похожие процессы: обожаемый Диснеем Чарли Чаплин перешел от небольших зарисовок к полному метру еще в 1920-е, а любимые комики Стэн Лорел и Оливер Харди занялись этим в начале 1930-х.
Проект мультфильма длительностью более часа и бюджетом четверть миллиона (за время съемок сумма увеличилась ровно в шесть раз) в Голливуде сразу окрестили «безумством Диснея» — никто не верил, что публику привлекут рисованные персонажи вместо живых звезд. Даже Рой, управляющий финансами студии, крутил пальцем у виска, когда ради финансирования проекта брат заложил собственный дом.
Подготовку к работе Дисней начал с того, что собрал всех своих сотрудников, выдал каждому по 50 центов и отправил в соседнюю закусочную ужинать. А затем, усадив сытых коллег кружком, вышел на авансцену и зачитал перед ними по ролям что-то вроде пьесы про Белоснежку — этот сюжет поразил его воображение, когда еще подростком он увидел немое черно-белое кино по мотивам сказки братьев Гримм. Поначалу предполагалось, что главной в ленте по старинке будет романтическая линия, но постепенно Принца потеснили смешные и нелепые гномы.
Однажды Уолт Дисней уже пережил банкротство анимационной студии в Канзасе и на сей раз не хотел рисковать понапрасну — все было сделано безупречно. Живые актеры разыгрывали перед художниками сценки из сказки, благодаря чему движения нарисованных персонажей выглядели реалистично. Дисней, известный своим перфекционизмом, распорядился доставить на площадку и некоторых животных для образца.
Белоснежку «играла» танцовщица Марджори Белчер (после замужества — Чэмпион), дочь голливудского хореографа. Художники просили девушку снова и снова повторять определенные па, чтобы передать их как можно точнее. Для каждой экранной секунды создавалось 24 рисунка, итогом была иллюзия абсолютной достоверности движения. Анимация картины отличалась большой изобретательностью — в качестве источников вдохновения для изображения ведьмовской пещеры и жуткого леса послужили, кроме прочего, иллюстрации Гюстава Доре к «Аду» Данте и знаменитый графический цикл Джованни Пиранези «Темницы».
Дисней поощрял своих сотрудников работать с полной отдачей и платил по пять долларов за каждый придуманный ими удачный гэг. Но в то же время безжалостно выкидывал готовые сцены, если ему казалось, что сюжет затянут, — так из финальной версии мультфильма исчезла сцена, где Белоснежка учит гномов не чавкать за едой.
Особенно важно было найти подходящие голоса для озвучивания персонажей. У Злой Королевы не было живого прототипа, хотя внешне она страшно напоминала знаменитую голливудскую стерву Джоан Кроуфорд, а говорила за нее опытная характерная актриса Люсиль Ла Верн, просто вынимавшая вставную челюсть, когда ее героиня превращалась в старушонку. Прослушивание на Белоснежку проходила 15-летняя Дина Дурбин, но, по мнению Диснея, ее голос звучал слишком взросло.
Роль же досталась Адриане Каселотти — причем совершенно случайно. Ее мать и сестра пели в опере, а отец Гвидо работал в Голливуде консультантом по вокалу. Когда ассистент Диснея позвонил ему с просьбой порекомендовать кого-нибудь, Адриана схватила вторую телефонную трубку и закричала, что этот образ должен достаться только ей, и начала напевать. Так она попала на прослушивание. Музыкальный директор вручил девушке ноты и сказал, что пару раз наиграет мелодию на пианино, — однако она против ожиданий умела читать ноты и запела прямо с листа.
Дисней не всегда присутствовал на прослушиваниях — в его кабинет был проведен динамик, чтобы можно было следить за процессом, не отвлекаясь от других дел. Ничто не выдавало в нем могущественного главу компании: принимая участие в кастинге, он сидел где-нибудь в углу, на вид ничем не отличаясь от рядовых сотрудников. Но его слово было законом.
В 1930-е годы в Голливуде не работали правила, регламентирующие продолжительность труда, и Каселотти дневала и ночевала в студии. Девушке платили двадцатку за смену — всего она заработала $970. «Мне забыли сообщить, что это будет длинное кино, — вспоминала Адриана, — просто сказали: продолжительнее обычного. Подумала, что минут двадцать — я была неопытна и стеснялась задавать вопросы».
Легендарная роль не принесла ей заслуженного успеха. Премьера мультфильма состоялась в самом роскошном дворце Диснейленда — кинотеатре Carthay Circle. Актеры озвучивания приглашены не были и пробрались туда тайком: Белоснежка и Принц (Гарри Стокуэлл) дождались, пока билетерша отвернется, и проскочили мимо нее на балкон.
Зрители приняли «Белоснежку» восторженно, аплодисменты раздавались после каждой песни. На премьере присутствовали именитые голливудские актрисы Марлен Дитрих, Кэрол Ломбард и Джуди Гарлэнд, а в финале публика устроила стоячую овацию. Но Дисней решил не писать в титрах имена актеров озвучания, потому что думал, что такие бытовые подробности разрушат сказочную иллюзию. Когда Каселотти пригласили на популярное радиошоу, Дисней сказал «нет». Кроме того, контракт запрещал ей петь где-либо.
Позже, в постоянных рекламных турах в поддержку фильма, Адриана пела, одетая как ее персонаж — на голове красная ленточка, у платья рукава-фонарики. Конец этому маскараду положил случай: в 1951 году, выходя после выступления из одной из школ, она услышала разговор двух девочек: «Белоснежка такая старая!»
Но сам мультфильм, казалось, не устаревал вовсе. В 1939 году Уолт Дисней получил из рук юной Ширли Темпл сразу 8 статуэток «Оскара» — одну большую и семь маленьких. А в 1944-м, чтобы поправить финансовые дела студии, Уолт и Рой решились на его повторный прокат, а в дальнейшем лента появлялась на экранах через каждые несколько лет и всякий раз приносила прибыль. Взрослые наравне с детьми с удовольствием пересматривали «Белоснежку», находя в ней уникальное отображение окружающего мира, каким не знали его прежде. Увидеть его на большом экране можно было и в Советском Союзе — в частности, в легендарном московском «Иллюзионе».
«Этот человек не только знает магию всех технических средств, но и все сокровенные струны человеческих дум, — писал об Уолте Диснее восхищавшийся им Сергей Эйзенштейн. — Дисней — это дивная колыбельная всех обездоленных, кто связан часами труда и минутами передышек, чья жизнь разделена на квадратики, как шахматная доска, на которой возможен лишь проигрыш. Вот почему его фильмы горят красками и в них безбрежна фантазия — это бунт против расчлененности и узаконенности, против мертвенности и серости, полный возврат в мир полной свободы».
Прокат фильма в США в год выхода принес $66,6 млн. Повторный запуск на экраны поднял его кассу до $185 млн. В списке самых успешных картин в истории американского проката с учетом инфляции «Белоснежка» стоит на 10-м месте с $969 млн и обгоняет по этому показателю даже «Аватар». В топ-20 кроме нее есть лишь один мультфильм — «Король Лев», занимающий с $792,5 млн 19-ю строчку.
Материалы по теме
Disney планирует снять фильм по «Книге джунглей»
10 июля 2013 / Редакция THR RussiaНа сей раз экранизация будет игровой – классических героев Киплинга воплотят на экране живые актеры.
КомментироватьУшла из жизни актриса Ширли Темпл
11 февраля 2014 / Редакция THR RussiaСуперзвезда 30-х годов, прославившаяся совсем еще ребенком, умерла у себя дома в Калифорнии в возрасте 85 лет.
Охота на лис: история 20th Century Fox
12 октября 2018 / Редакция THR RussiaЛегендарная студия 20th Century Fox прекращает существование как самостоятельная единица: этим летом она была продана своему главному конкуренту — Disney. Специально для THR историк кино Леонард Малтин рассказал о становлении FOX.
