- Главная
- →
Журнал- →
«Большой»: фокус удался«Большой»: фокус удался
Николай ДолгинК 30-летию комедии разбираемся, как повлиял на будущий кинематограф первый суперхит в карьере Тома Хэнкса.Школьник загадывает желание поскорее вырасти и на следующий день просыпается 30-летним мужчиной с лицом Тома Хэнкса. В этом году сам фильм «Большой» перешагивает в четвертое десятилетие. И это прекрасный повод разобраться, как повлиял на будущий кинематограф первый суперхит в карьере всенародно любимой голливудской звезды.
Что будет, если 13-летний подросток внезапно окажется в теле взрослого мужчины? Если верить кино, все сложится как нельзя лучше. Конечно, не обойдется без недоразумений, когда родная мать едва не зарежет сына, приняв за похитителя, но в семьях и не такое случается. Зато в остальном герой построит головокружительную карьеру, найдет любовь, изменит жизни всех вокруг и осознает всякие непреложные истины.
«Большой» вышел в блаженный период, когда шило в одном месте еще не подгоняло Тома Хэнкса к славе великого драматического актера и позволяло ему с комфортом самовыражаться в комедиях. И именно картина режиссера Пенни Маршалл превратила Тома в крупную звезду. Потому что никогда еще здоровенные лбы, впавшие в детство, не отличались таким обаянием на экране.
Поначалу в успех «Большого» мало кто верил, а знаменитости вроде Харрисона Форда воротили нос от предложенной им главной роли. Сценарий сочинили Гэри Росс (в будущем постановщик «Плезантвиля» и «Голодных игр») и Энн Спилберг, сестра великого режиссера, которая этим, в общем-то, и ограничила свой вклад в большое кино.
Сдвинуть проект с места помог лишь интерес Роберта Де Ниро. В картине он в итоге так и не снялся, поскольку его бескорыстная любовь к деньгам взбунтовалась против гонорара меньше $6 млн, а вот освободившийся к тому моменту Хэнкс не побрезговал и $2 млн. Все затраты окупились: «Большой» стал первым фильмом в истории, поставленным женщиной, который собрал более $150 млн ($151 млн, если быть точным).
Лента заслужила лестные отзывы критиков, снискала народную любовь, вошла во все возможные авторитетные рейтинги исторически важных произведений и даже легла в основу мюзикла, выдержавшего 193 представления. Киноакадемики, традиционно свысока поглядывающие на комедии, даже расщедрились на пару оскаровских номинаций — для Хэнкса и сценаристов.
***
Добиться детской непосредственности Тому помогла находчивость режиссера. Малолетнюю ипостась главного героя Джоша изображал Дэвид Москоу, и Пенни Маршалл гоняла своего ассистента, чтобы он снимал, как юный актер отыгрывает сцены еще и за Хэнкса. Полученные видео давали представление о том, как повел бы себя ребенок в той или иной ситуации, и звезде оставалось лишь копировать естественные манеры своего молодого визави.
Похожий трюк Том провернул и на «Форресте Гампе», где он проводил время с мальчуганом, игравшим мелкого Форреста, и учился повторять его южный акцент. Как видно на экране, подход на удивление рабочий: мало кому в истории кино удавалось воплощать наивных простачков с естественностью Хэнкса. «Форрест Гамп» закономерно принес ему неминуемый «Оскар» (уже второй подряд на тот момент).
Что до «Большого», то там хватало и актерских импровизаций со стороны Тома — например, сцена, где он обгладывает мини-кукурузу, словно это спелый початок. В знаковом эпизоде с пианино для ног, которое специально сконструировали для фильма, Хэнкс и Роберт Лоджа сами станцевали нужную мелодию, чем вынудили дублеров слоняться без дела.
***
Хоть «Большой» и оказал заметное влияние на кинематограф, он не был первопроходцем среди картин об обмене телами и возрастом. Конец 1980-х ознаменовался настоящим бумом подобных историй. В 1987-м вышел итальянский фильм под названием «Большой» (Da Grande) с практически идентичным сюжетом — ходят слухи, что он и вдохновил Голливуд. Из той же оперы был «Каков отец, таков и сын» (1987), где папу и его отпрыска меняла местами сыворотка по рецепту древних индейцев.
То же самое случилось во «Все наоборот» (1988), но по вине магического черепа. В «Снова 18!» (1988) удалой дед после аварии попадал в тело внука-мямли. В картине «Из 14 в 30» (1988) школьник взрослел после нетривиального применения машины для роста фруктов и овощей. Наконец, в «Задумай маленькую мечту» (1989) бартер физическими оболочками происходил между двумя незнакомцами. Началось же это помешательство с «Чумовой пятницы» (1976), где махнулись местами дочь и мать.
Авторы «Большого» прекрасно знали, что они не первые на этом празднике жизни. Том Хэнкс и исполнительница главной женской роли Элизабет Перкинс периодически мрачно переглядывались, предсказывая, что их фильму прямая дорога на домашнее видео. Однако Пенни Маршалл сохраняла уверенность в самобытности своего проекта и не прогадала. Ее кино переплюнуло всех идейных конкурентов тем, что оказалось попросту лучше.
***
Примечательно, что подобные картины никогда не вдаются в детали, почему с героями происходят такие метаморфозы. В «Большом» желание мальчика осуществляет ярмарочный аппарат с предсказаниями под названием «Золтар», который выглядит как демон или злой джинн. Его истинная сущность так и не раскрывается. Обычно причиной перемен оказывается случайное волшебство или непонятные технологические прибамбасы. И то и другое — лишь предлог, чтобы поэкспериментировать с интересной концепцией переселения личностей.
Обмен телами — крайне расхожий мотив в литературе и кино, и его живучесть не должна удивлять. Люди часто хотят побывать в чужой шкуре, которая со стороны всегда кажется привлекательнее собственной. Рокировка бренными оболочками позволяет персонажам взглянуть на свою жизнь под другим углом и извлечь важные уроки о мироустройстве, поэтому подобные фильмы часто носят семейный характер из-за их морализаторства. Они доходчиво учат не завидовать, с уважением и пониманием относиться к окружающим, ценить свою юдоль и семью. Да и для актеров это тоже всегда любопытный вызов.
Гораздо больше вопросов вызывает, почему кино загорелось этими идеями так поздно. Возможно, секрет популярности «Большого» в том, как именно он раскрывает тему взросления и как это совпало с изменениями в обществе. Фильмы (да и реальная современная жизнь) полны персонажей с синдромом Питера Пэна, которые не хотят вырастать. В «Большом» у героя есть уважительная причина для легкомысленного поведения — он действительно 13-летний мальчик в теле мужчины. Причем он как раз таки изрядно матереет и развивается: познает природу отношений с противоположным полом, искренне вовлекается в работу и в конечном счете делает сложный и ответственный выбор.
Очарование Джоша безоговорочно. И дело тут прежде всего в совершенно обезоруживающем сочетании чистоты, наивности и искренности, которое подкупает любого зрителя, и, конечно, в первую очередь женщин, а именно они являются самыми активными посетителями кинотеатров. Удивительно манкий образ: мужчина, с которым можно поговорить по душам, зная, что он не соврет.
Другое дело, что если сам он морально взрослеет, то всех остальных персонажей вокруг, наоборот, заражает инфантилизмом и учит потакать внутреннему ребенку. По сути, происходит своего рода культурный обмен между корпоративным миром взрослых и маленьким мальчиком. Успех в мире старших приходит к герою именно благодаря его незрелости. Несмотря на возмужание парня, посыл кино как будто бы сводится к тому, что мужчины-дети являются достойным примером для подражания, а убедительная игра Тома Хэнкса еще более склоняет к такому выводу.
Длительное образование и комфортные условия жизни выливаются в задержку в развитии у многих граждан, а фильмы, поощряющие инфантилизм, вносят свою лепту в эту тенденцию. Голливуду, безусловно, выгодно, чтобы зритель оставался вечным подростком и до победного конца потреблял развлекательную продукцию. И возможно, именно «Большой» в силу своего культового статуса задал тренд на слегка недоразвитых героев и их благословенное существование.
Есть и еще один важный момент — это очевидный комический потенциал вечных мальчишек, который эксплуатируется на экране. Адам Сэндлер построил на сей золотой жиле всю свою незамысловатую карьеру. Сет Роген, Джеймс Франко и прочая братия из фильмов Джадда Апатоу тоже недалеко ушли. Когда великовозрастные кабаны невинно резвятся и озорничают в кадре, это почти всегда смешно (и немного грустно).
Веселыми бывают и телесные метаморфозы. В «Джуманджи: Зов джунглей» (2017) тинейджеры попали в видеоигру, где стали взрослыми аватарами, — капризная девочка, например, возродилась в круглощекого Джека Блэка. Зрители оценили шутку и ее производные почти в 1 $ млрд кассовых сборов. В целом это пример удачного смешения жанров, когда известную семейную франшизу превратили в боевик и разбавили комедией со сменой тел.
Переезд сознания — слишком избитое клише, чтобы отводить на него целый фильм, зато как вспомогательная фишка в инородной среде оно может вполне свежо работать. Что говорить, если за 30 лет с выхода «Большого» так и не появилось ленты, которая играла бы на его поле лучше, чем он сам (а попыток хватало!). В то же время идеи картины разошлись и прижились по отдельности в разных жанрах. Пожалуй, это и есть главное свидетельство богатого наследия, которое только способен оставить фильм.
Материалы по теме
Том Хэнкс поделился мыслями о Харви Вайнштейне и голливудском произволе
13 октября 2017 / Редакция THR RussiaТом Хэнкс поведал, что именно недавно раскрытые обвинения в непотребствах Харви говорят о Голливуде.
КомментироватьТом Хэнкс снимется в очередном байопике
30 января 2018 / Редакция THR RussiaНа этот раз Хэнкс сыграет пресвитерианского проповедника и телеведущего Фреда Роджерса.
Комментарии
comments powered by DisqusНаверхНаши партнеры: