«Черный клановец»: черно-белое кино

«Черный клановец»: черно-белое кино
Кадр из фильма «Черный клановец»

Режиссер решил не только вернуться к коммерческому кино, но и взялся за одну из самых трендовых ныне тем Голливуда — историю чернокожего населения Америки. Добавив в компанию к куклуксклановцам копа еврейского происхождения, автор предлагает взглянуть на все с иронией.

В начале 1970-х на службу в полицию Колорадо-Спрингс поступает первый афроамериканец — офицер Рон Сталлворт (его играет Джон Дэвид Вашингтон, сын Дэнзела Вашингтона). Поначалу служба в участке не приносит ему особой радости, однако в какой-то момент Рона из архива пускают к телефону, и он в неконтролируемом приступе инициативы созванивается с председателем местного ку-клукс-клана и артистично вербуется в экстремистскую организацию.

Только вот на личную встречу с расистами он по понятной причине идти не может, так что в логово белых балахонов отправляется его коллега Флип (Адам Драйвер) — тоже тот еще кандидат на общение с представителями «высшей расы», поскольку его фамилия Циммерман. Так начинается одна из самых потешных историй полицейской работы под прикрытием, в которую никто и никогда бы не поверил, не будь она чистой правдой, описанной в мемуарах самим Сталлвортом.

Кадр из фильма «Черный клановец»

«Черный клановец», снятый Спайком Ли после нескольких лет экспериментов («Чирак») и вылазки на территорию смежных медиа (для Netflix именитый режиссер переснял в виде сериала свой хит «Ей это нужно позарез»), кажется чуть ли не самым пышным студийным кино в его карьере. Но, имея все шансы погрузиться в комфортное ретро с прическами афро, большими автомобилями и веселой музыкой, он как-то нарочито пренебрег шансом рассказать не просто комичную историю, а сформулировать идеологическое высказывание.

Режиссер показывает Америку, пропитанную расизмом: от Гражданской войны до наших дней. Фильм завершается хроникой недавних столкновений в Шарлотсвилле (город в штате Вирджиния, где в 2017-м прошел марш «Объединенных правых», — THR), а начинается с кино с большой цитаты из «Унесенных ветром» (кстати, принесших первый афро-американский «Оскар» Хэтти МакДэниел за роль служанки Мамушки). Гражданская война, Атланта под конфедератским флагом, по улицам, заполненным ранеными и мертвыми, пробирается ошарашенная гордячка Скарлетт О’Хара — мысль о кинематографе как проводнике расизма не оставляет Спайка Ли.

В картине есть эпизод: куклуксклановцы смотрят легендарный шедевр Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» (лента известна своей откровенной симпатией к этой организации, — THR), спровоцировавший рождение второго ку-клукс-клана в 1920-е. Поразительно, как постановщик обезоруживает достижения Гриффита его же приемами. Он активно пользуется одним из открытий основоположника киноискусства — параллельным монтажом, — чтобы продемонстрировать отвратительное лицо расизма.

Кадр из фильма «Черный клановец»

Да, Спайку Ли есть что предъявить киноискусству. Но в то же время его фильм предельно традиционен в своей грамматике и лексике. Это типичный «Джойн» (фирменная подпись, которой режиссер обозначает все свои картины, — THR): классические для него кадры с тележки, легкий юмор… Радикальную идею, что черным полицейским в 1970-х быть не легче, чем черным клановцем, удается выразить самыми обыденными кинематографическими средствами.

Частично проводником комического служит язык, на котором говорят герои. В интерпретации режиссера он оказывается еще одним инструментом угнетения. Голос черного офицера полиции благодаря телефонному аппарату отделяется от его тела, в трубке Рон может стать условно белым, а по результатам собеседования даже оказаться в ку-клукс-клане. Но кто он на самом деле?

Для Ли, который параллельно истории внедрения в клан живописует эпизоды из жизни радикальных черных собраний, это вопрос очень острый. И черные боевики, и клановцы зовут копов не иначе как свиньями. Где Рон принесет больше пользы делу расового равенства: сражаясь плечом к плечу с собратьями по цвету кожи или работая в государственной системе насилия? Жизнь слишком противоречива и объемна, чтобы верить во что-то одно. Только кино осмеливается давать зрителями однозначные ответы и диктовать хеппи-энды.

Спайка Ли часто считают радикальным борцом за права и равенство, но, кажется, сам он оценивает свою роль в человеческой комедии куда трезвее.

«Черный клановец» (BlacKkKlansman)

UPI / США / Режиссер: Спайк Ли / В ролях: Джон Дэвид Вашингтон, Адам Драйвер, Лора Хэрриер, Япер Пяякконен, Тофер Грейс, Кори Хоукинс / Премьера 4 октября

Материалы по теме

  • Спайк Ли может снять фильм про супергероя MARVEL

    15 марта 2018 / Редакция THR Russia

    Студия Sony разрабатывает ещё один спин-офф Человека-паука.

    Комментировать
  • Канны 2018: черный клановец и неистовый Ларс

    15 мая 2018 / Редакция THR Russia

    Ларс фон Триер прощен, Кристен Стюарт снова прошла по красной дорожке босиком.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора