«Форма воды»: новые вВодные

«Форма воды»: новые вВодные
Кадр из фильма «Форма воды»

Совпадение или судьба? События нового фильма Гильермо дель Торо разворачиваются в том же году, когда советские экраны вовсю штурмовал «Человек-амфибия». Причем сюжет — не единственное, что роднит две эти ленты: холодная война обеспечила «Форме воды» шпионскую линию с русскими, жаждущими уничтожить подводную находку американцев. Получив венецианского «Золотого льва» и очаровав критиков, история любви между чудным морским созданием и немой девушкой в январе предстанет на суд зрителей. И по мнению THR, они непременно полюбят картину дель Торо так же сильно, как когда-то экранизацию романа Беляева.

Все возвращается к истокам: наигравшись с привидениями «Багрового пика» и поставив точку в отношениях с «Хеллбоем» (студия отказалась от продолжения), Гильермо дель Торо снова пришел к тому, с чего начинал, — камерным историям о монстрах и людях, в которых первые и вторые, жизнь реальная и выдуманная, отвратительное и прекрасное танцуют дуэтом.

Дель Торо сегодня, возможно, главный киносказочник планеты. Пока мейджоры штампуют одну за другой супергеройские саги, режиссер остается верен своим увлечениям. «Багровый пик» — дань любви готическим романам. «Тихоокеанский рубеж» — наименее удачный фильм за всю карьеру — оммаж японской анимации. Любая его картина легко вписывается в понятие «арт-мейнстрим»: постановщик, кажется, вообще не чувствует давления жанра или бюджета, умудряясь вкладывать собственные смыслы и образы в любые, даже самые коммерческие проекты.

Большинство героев Гильермо дель Торо в том или ином смысле отверженные. Заклейменные консервативным обществом, гонимые, презираемые, даже сильнейшие из них — фрики, выделяющиеся внешностью, увлечениями, одиночеством, да чем угодно. Переосмысление мифа о человеке-амфибии просто напрашивалось в фильмографию режиссера.

Во-первых, создание уже появлялось в обеих частях «Хеллбоя» под именем Эйб, хотя в интервью дель Торо и отрицает любые связи. В грядущей «Форме воды» его играет все тот же Даг Джонс (он же — глазастый монстр из «Лабиринта Фавна»). Во-вторых, почти во всех своих экранных и литературных воплощениях это чудо-юдо представляет столь любимый мексиканским постановщиком архетип трогательного аутсайдера. Как часто случается с историями про монстров, роли главных злодеев берут на себя люди.

Кинематограф дель Торо отыгрывает эту мифологему: и безликое чудище с глазными яблоками в ладонях из «Лабиринта Фавна», и краснокожий дьявол из «Хеллбоя» оказываются там милее и добрее человека. «Форма воды» не станет исключением: главным антагонистом в фильме предстает именно homo sapiens, пытающийся понять устройство морского создания путем его буквальной вивисекции. Тот, кто способен познать ближнего лишь на простейшем уровне анатомии и физиологии, предварительно умертвив.

«Если мы ничего не сделаем, то тоже перестанем быть людьми» —  переводят нам субтитры язык жестов немой уборщицы Элизы, нашедшей в монстре родственную душу. Внутренняя сущность всего живого раскрывается через любовь и искусство — и ничто так не сближает, как совместное прослушивание Бенни Гудмана и Гленна Миллера на виниле.

«Багровый пик» в очередной раз показал, что режиссер, обладающий культурным багажом, Гильермо дель Торо может сделать по-настоящему сложную, многоуровневую историю даже из дамского романа (вообще говоря, из чего угодно). Та же участь ожидала и «Форму воды»: литературные, кинематографические и музыкальные аллюзии, атмосфера 1960-х, игры смыслов и слов, недаром в 2017-м картина получила главный приз Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва».

По атмосфере и интонациям она ближе всего к авторскому «Лабиринту Фавна», после которого о дель Торо заговорил весь мир. К созданию сценария подошли нетривиально: основные роли писались совместно с актерами. Октавия Спенсер, сыгравшая сердобольную подругу Элизы, в интервью заявила, что Зельда — помесь ее же персонажей из «Прислуги» и «Скрытых фигур».

При этом звездных имен и заслуженных регалий кастингу фильма не занимать: у той же Спенсер на счету «Оскар», у британской интеллектуалки Салли Хокинс есть номинация академии и «Золотой глобус» за работы в картинах Вуди Аллена (в вольной интерпретации «Трамвая «Желание» она сыграла сестру героини Кейт Бланшетт) и Майка Ли («Беззаботная»).

Кому, как не ей, доверить роль без слов, образ маленькой немой женщины, понимающей намного больше, чем остальные. По настоянию дель Торо, в процессе подготовки к съемкам она пересмотрела ленты Чарли Чаплина, Бастера Китона, Одри Хепберн и Стэна Лорела. К тому же актриса умеет обращаться с морскими тварями: по забавной случайности, когда Хокинс предложили сыграть Элизу, она снималась в короткометражке про даму, которая превращается в рыбу.

Уже сейчас можно сказать, что критикам представится отличная возможность поумничать, разбирая наслоения и референсы, визуальный ряд и тонкости актерской игры. Посмотрев самый первый трейлер фильма, Кевин Смит — автор «Догмы» и «Клерков» — написал у себя в «Твиттере»: «После этого мне стыдно называть себя режиссером». В «Форме воды», да и в каждой своей картине, дель Торо доказывает, что творчество, как и любовь, может принимать любые формы, вписываться в любые жанровые рамки и их же размывать. Дух, сказано в одной умной книге, веет где хочет.

 

«Форма воды» (The Shape of Water)

«Двадцатый Век Фокс СНГ» / США / Режиссер: Гильермо дель Торо / В ролях: Салли Хокинс, Майкл Шеннон, Ричард Дженкинс, Октавия Спенсер, Майкл Стулбарг, Даг Джонс / Премьера 18 января

Материалы по теме

  • Венеция 2017: главный приз ушел Гильермо дель Торо

    10 сентября 2017 / Редакция THR Russia

    «Форма воды» получила «Золотого льва» на 74-м Венецианском кинофестивале.

    Комментировать
  • Трейлер фильма «Форма воды» без цензуры

    15 сентября 2017 / Редакция THR Russia

    Фантастический проект о любви женщины и амфибии от Гильермо дель Торо.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора