Героические будни: как Кристофер Нолан снимал «Дюнкерк»

Героические будни: как Кристофер Нолан снимал «Дюнкерк»
Кадр из фильма «Дюнкерк»

Мало кто ожидал, что трижды номинант на премию «Оскар» Кристофер Нолан возьмется за постановку военной драмы. Режиссер «Темного рыцаря», «Интерстеллара» и «Начала» решил увековечить на экране не самый известный, но, безусловно, драматичный момент Второй мировой войны — эвакуацию сил союзников, блокированных немецкими войсками на побережье Франции. Перед выходом «Дюнкерка» THR побывал на месте съемок и встретился с участниками съемочного процесса, которые признались, что он был максимально приближен к тому, что пережили когда-то моряки.

Военные историки говорят, что исход Второй мировой мог бы быть совсем иным, не сумей британцы вывезти более трехсот тысяч своих солдат и союзников, попавших в немецкое окружение на французском побережье у города Дюнкерка в 1940 году.

Англичане бросили все силы на то, чтобы в считаные дни собрать флот, способный переправить на другую сторону пролива в условиях штормов и воздушных обстрелов большое количество людей. С невероятными усилиями и ценой многочисленных жертв эвакуацию, получившую кодовое название «Операция «Динамо», провели за несколько недель. Именно на «Чуде Дюнкерка», как его окрестили современники, сконцентрировал свое внимание Кристофер Нолан.

«Несмотря на масштаб проекта, я чувствовал, что у нас сложились очень близкие, доверительные отношения, — вспоминает Кеннет Брана, одним из первых утвержденный на роль в картине. — Обычно Нолан сидит рядом с площадкой с ламповым монитором, которым, кажется, пользуется еще с 80-х годов, и вся его работа ориентирована на актеров. Вообще, я удивляюсь, как Крис умудряется держать столько всего в голове, работать за все департаменты, поправлять костюмы, выкидывать ненужные объекты из кадра…»

«Нолан заставляет буквально броситься в творческий котел, — присоединяется к коллеге ирландец Киллиан Мерфи. — Он использует все, что тебя окружает: землю, море и небо, но при этом нет ощущения подавленности или страха — наоборот, только профессиональное восхищение. После "Дюнкерка" я по-другому взглянул на солдат. Мы все перед ними в неоплатном долгу».

Перед визитом на бывшую съемочную площадку продюсер киноленты Эмма Томас (по совместительству супруга режиссера) показала отрывки из будущей картины на экране лондонского кинотеатра BFI IMAX. Именно такой формат Нолан рекомендует для просмотра: «Иначе вы лишитесь половины удовольствия», — передала нам его слова Эмма.

«Идея "Дюнкерка" пришла нам с Крисом довольно давно, — вспоминает Томас. — Еще в конце 90-х друзья взяли нас на прогулку на лодке вдоль английского побережья, и мы подумали — вот было бы здорово снять что-то про команду матросов! Легендарная история Дюнкерка была знакома нам еще со школы. После "Темного рыцаря" мы оказались в достаточно привилегированном положении: так что средства и возможности сделать эту картину в максимально сжатые сроки были. Мэрия французского городка очень нам помогала, а его мужское население сочло за честь поучаствовать в массовке».

Спрашиваю, насколько сложно было убедить киностудию вложить деньги в такой необычный для Нолана проект. «Очень сложно, — признается продюсер. — Поэтому фильм не может похвастаться огромным бюджетом. История Дюнкерка много значит для англичан, но совершенно неизвестна за пределами Британии. К тому же мы понимали, что нам понадобится много молодых, а значит, незнакомых широкой публике лиц. Все же будем верить в удачу. Релиз специально назначен на третий уик-энд июля, всегда стараемся подгадывать премьеры на эту дату и пока примета, тьфу-тьфу, нас не подводила».

После демонстрации отрывков фильма нам, группе журналистов, показали лодку Moonstone на пирсе Савой на Темзе, служившую домом персонажу Марка Райлэнса и команде его матросов. По сюжету, кораблик участвовал в эвакуации британских солдат (к операции было привлечено огромное количество гражданских судов с низкой посадкой — рыболовных, прогулочных, паромов, яхт, только они могли вплотную подойти к берегу, чтобы забрать людей. Позже их назвали «маленькими корабликами Дюнкерка». — THR). «Морской координатор» картины Нил Андрея показал журналистам в деле это до сих пор находящееся на ходу судно, участвовавшее в сражениях Второй мировой.

«Мы с Кристофером чудом разыскали Moonstone в Шотландии, когда готовились к съемкам. Купили и переоборудовали под свои нужды, — рассказывает Нил. — Эта посудина вряд ли пересекала Ла-Манш, но нам прежде всего была важна устойчивость и исправность. В Дюнкерк ее доставили на грузовом пароме. Она служила площадкой Марку Райлэнсу и его команде. Их подвозили на плоту рано утром и забирали вечером. Даже ланч передавали на шлюпке с ассистентами».

По окончании экскурсии в сопровождении Эммы Томас и исторического консультанта Джоша Левина мы отправились к вертолетной стоянке на юге Лондона, откуда вылетели во Францию.

На борту Томас призналась, что боится вертолетов, и продемонстрировала потные ладони. Кто-то из журналистов сразу к месту вспомнил, что если самолет может сесть даже с одним двигателем, то у геликоптера в случае аварии практически нет шансов…

Несмотря на вздохи и ахи продюсера, полет стоил всех нервов и тряски. Высота была небольшой, так что получилось в мельчайших подробностях рассмотреть окрестности Дюнкерка и знаменитый пляж. Примерно так же все видел командир британского истребителя Фэрриер, которого сыграл Том Харди.

На подлете к Франции нам открылась почти калифорнийская картинка — океан и пляж, но песчаная полоса при этом была довольно широкой и почти пустой. Мы приземлились рядом с Дюнкерком и увидели пожарную машину и полицейский патруль, присутствие которых требует протокол. Вызванный на место посадки иммиграционный офицер проверил документы, после чего вся наша команда отправилась к месту съемок.

В офисном здании рядом с пляжем нам показали фотографии, запечатлевшие работу съемочной группы. Оказалось, что пирс построили с нуля, сделав точную копию того, каким он был во время войны. Сооружение оказалось крайне неудобным и приспособленным скорее к швартовке грузовых судов, нежели маленьких пассажирских лодок. Солдатам приходилось прыгать с перил на палубу с высоты 2–3 метров.

Зима — не лучшее время для Дюнкерка, на снимках волны окатывают съемочную группу с головой. На всех, кроме актеров, были надеты плотно прилегающие к лицу очки, как у альпинистов. И за время получасовой прогулки по пляжу нам оставалось только жалеть, что мы оказались лишенными подобной экипировки: порывистый океанский ветер гонял по берегу тучи песка, который проникал повсюду, стоило только моргнуть или открыть рот.

«После съемок я тщательно пропылесосила все личные вещи, и все равно еще месяц из них сыпался песок, — постаралась приободрить нас Эмма Томас. — Сегодня нам еще повезло с погодой: во время производства случился настоящий шторм. Художники по декорациям ремонтировали все постройки на ходу, не спали сутками — настоящие герои!»

«Первое, что запомнилось на площадке, это ощущение, что ты абсолютно беспомощен, беззащитен, — комментирует актер Фьен Уайтхед, исполнитель роли Томми. — Огромное пространство, которое прекрасно простреливается как с земли, так и с воздуха. На пляже не было ничего — ни питьевой воды, ни еды, ни укрытия. Многие солдаты предпочитали не говорить о войне, и я понимаю, почему. Это очень тяжелые воспоминания».

Джека Лаудена российский зритель помнит по роли Николая Ростова в прошлогоднем сериале «Война и мир». В «Дюнкерке» он сыграл рядового Коллинза — одного из тех, кто пытался эвакуироваться: «Мне запомнилось ощущение паники, животного страха. Негде укрыться от налетов фашистской авиации, никто не знает, что делать… Это будет понятно любому зрителю, и смятение является главной темой для моего персонажа. К такому невозможно подготовиться и привыкнуть».

Для фронтмена популярнейшей группы One Direction Гарри Стайлса «Дюнкерк» стал первым опытом работы в кино: «Меня шокировал размах: огромные пространства, сотни людей, лодки на море, самолеты в воздухе… Условия, при которых мы работали, позволили очень ярко представить, через что проходили солдаты Второй мировой. Это вам не прогулка по пляжу, простите за каламбур!»

Как бы то ни было, несмотря на утомительный перелет, промозглый ветер и песок везде, где только можно и нельзя (а я тоже невольно привез его домой!), посещение этого овеянного славой места дорогого стоит. И конечно, лично я уже не смогу смотреть фильм отстраненно. Впрочем, Нолан еще никогда не подводил: его картины никого не оставляют равнодушным.

«Дюнкер» (Dunkirk)

«Каро-Премьер»/ Нидерланды, Великобритания, Франция, США / Режиссер: Кристофер Нолан / В ролях: Том Харди, Киллиан Мерфи, Кеннет Брана, Марк Райлэнс, Гарри Стайлс, Джек Лауден / Премьера 20 июля

Материалы по теме

  • Фильм Кристофера Нолана «Дюнкерк» получил рейтинг PG-13

    16 марта 2017 / Редакция THR Russia

    Фильм Кристофера Нолана о войне получился без жестких сцен, но бывают ли фильмы о войне такими?

    Комментировать
  • THR откроет секреты создания «Дюнкерка»

    05 апреля 2017 / Уилл Кинг

    Пока Кристофер Нолан заканчивает монтаж новой военной драмы, выходящей на экраны 21 июля, наш корреспондент Уилл Кинг побывал во французском городке Дюнкерк, где проходили съёмки.

    Комментировать
  • Кристофер Нолан рассказал, почему «Дюнкерк» можно смотреть детям

    05 апреля 2017 / Редакция THR Russia

    «"Дюнкерк" - не совсем фильм о войне. Во многом, это история про выживание и лента-саспенс, которая на протяжении всего повествования держит в напряжении», - сказал Нолан.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора