Итоги 2016: самые громкие события в бизнесе

Итоги 2016: самые громкие события в бизнесе

ГОЛЛИВУД

Тенденция года

Голливуд принялся стремительно расширять киновселенные. Warner и DС выпустили «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»: долгожданная встреча супергероев-городовых Метрополиса и Готэма была разгромлена критикой, но все равно с легкостью отбила свой огромный $250-миллионный бюджет. Кроме того, картина помогла перезапустить франшизу о Темном рыцаре, которого теперь будет играть Бен Аффлек, а также подразнить зрителей Чудо-женщиной в исполнении Галь Гадот. Отдельные фильмы о приключениях каждого из них уже в производстве.

Другой боевик из этой же вселенной — «Отряд самоубийц» — представил публике нескольких антигероев, про одну из которых — подружку Джокера Харли Квинн, сыгранную Марго Робби, — тоже готовят сольный проект.

Студия года

Disney начала 2016-й подсчетом выручки от «Звездных войн: Пробуждение силы», которые продержались в прокате до мая. В марте вышел философский зоологический детектив «Зверополис» — самый кассовый фильм этого года в российском прокате, собравший в мире больше $1 млрд. Следом, в апреле, появилась «Книга джунглей» Джона Фавро, которая заработала еще $966 млн. А в мае «Первый мститель: Противостояние» маркетинговой кампанией успешно поделил мир на сторонников Капитана Америка или Железного человека и  положил в результате в копилку студии еще миллиард с лишним.

Летом, правда, было несколько провалов (например, «Алиса в Зазеркалье»), но успех пиксаровского мультфильма «В поисках Дори» (еще плюс $1 млрд) выравнял баланс. На зиму намечено еще одно путешествие в Далекую Галактику — «Изгой-один: Звездные войны. Истории», и, похоже, захватывающее непрерывное тиканье десятизначного счетчика миллиардных прибылей Disney продолжится и в следующем году.

Сделка года

Китайский кинопрокат в 2015 году стал вторым по денежной емкости после американского и превзошел всю Европу, вместе взятую, по количеству проданных билетов. Студии КНР из региональных игроков превратились в глобальных, и в январе этого года конгломерат Dalian Wanda приобрел за $3,5 млрд голливудскую Legendary, которая помогала Кристоферу Нолану делать франшизу про Бэтмена, сопродюсировала прошлогодний хит — «Мир Юрского периода», а до этого возродила «Годзиллу» и выпустила «Тихоокеанский рубеж». Первоначально компанию Томаса Тулла новые китайские собственники собирались полностью поглотить, но помешала дыра в балансе кинопроизводителя — сказалось увлечение убыточными авторскими проектами, такими как «Стив Джобс» Дэнни Бойла, «Багровый пик» Гильермо дель Торо и «Кибер» Майкла Манна. Первым фильмом при новых хозяевах станет «Великая стена» режиссера Чжана Имоу с Мэттом Дэймоном и Энди Лау в главных ролях.

Прорыв года

Видеосервис Netflix и интернет-магазин Amazon вышли в офлайновый мир кино. Две компании перекроили рынок фестивальных фильмов — обе на киносмотрах транжирили миллионы и на протяжении всего года призывали под свои знамена многообещающих дебютантов и знаменитых режиссеров.

Началось все с «Сандэнса», на котором Amazon выложил $10 млн за «Манчестер у моря», а видеосервис купил права на «Основные принципы добра» с Полом Раддом за $7 млн. В каннском конкурсе было целых пять картин из каталога Amazon, включая фильм открытия «Светская жизнь» Вуди Аллена и «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна. Netflix в свою очередь приобрел обладателя «Золотой камеры» — ленту «Божественные» Уды Беньямины.

Обе корпорации специализируются пока на американском прокате, что не приносит им прибылей, но главная их цель — онлайновые показы фестивального кино по всему миру. Неограниченные ресурсы делают интернет-гигантов привлекательным покупателем и опасным конкурентом. Совпавшее с их экспансией банкротство артхаусного сейлс-агента Fortissimo и инди-дистрибьютора Metrodom аналитики трактовали как первые потери наступающего нового времени.

Разочарование года

Многие летние блокбастеры в этом году разочаровали не только зрителей и критиков, но и своих создателей, не досчитавшихся сотен миллионов долларов. У большинства студий дела с продолжениями и ремейками складывались печально.  И лишь таким фильмам, как «Люди Икс: Апокалипсис» и «Джейсон Борн», удалось уберечься от фиаско благодаря международному прокату. Но так спаслись не все: потерпели сокрушительное поражение и похоронили франшизу «Черепашки-ниндзя 2», «Бен-Гур» при бюджете $100 млн собрал в мире всего $94, а «Охотники за привидениями» недобрали $80 млн до ожидаемой Sony точки окупаемости. Станет ли это концом царства сиквелов и переедет ли сезон блокбастеров с летних месяцев на зиму или весну — увидим в ближайшем будущем.

РОССИЯ

Проект года

Самым кассовым российским проектом года стал «Экипаж», созданный «Студией ТРИТЭ Никиты Михалкова». Картина о героизме и чудесном спасении пассажиров падающего самолета заработала более 1,4 млрд рублей и в итоговой десятке обошла в России такие мировые блокбастеры, как «Первый мститель: Противостояние» и «Книга Джунглей». Если же оценивать успех ленты по количеству проданных билетов, то 5,38 млн — это третий результат среди отечественных фильмов за всю историю новой российской киноиндустрии. Победа «Экипажа» также переводит в высшую лигу жанр катастрофы. Теперь это не просто триллеры со спецэффектами, а фильмы-события, в которых языком техногенных или природных угроз можно говорить на вечные темы.

Стройка года

Фонд Кино занимается не только поддержкой производства российских фильмов, но и кинопоказов. Второй год подряд он финансировал переоборудование залов в малых городах и поселках с населением менее 100 тыс. человек. Организации получали до 5 млн рублей на безвозвратной основе, в итоге  закутки, где последние десять лет крутили DVD, превращались в современные площадки с 3D-оборудованием. Во многих регионах инициативу поддержали местные власти. До конца 2016 года запланировано открыть 100 обновленных залов.

Тенденция года

2016-й запомнится кинематографистам смелыми продюсерскими экспериментами: сразу три крупнобюджетных проекта были доверены фестивальным режиссерам: Алексей Мизгирев снял «Дуэлянта», Николай Хомерики«Ледокол», а Клим Шипенко заканчивает работу над «Салютом-7». Правда, у первых двух не слишком впечатляющие коммерческие результаты, так что от  успеха третьего и будет зависеть, получит ли свое развитие  этот тренд.

Сюрприз года

Фильм, снятый в Москве, оказался в центре разговоров о кинематографе будущего - в XXI веке такого еще не было! «Хардкор» Ильи Найшуллера, полностью снятый от первого лица на экшен-камеры, показывал мир глазами киборга по имени Генри. "Хардкор" сравнивали с компьютерными играми, но на самом деле у Найшуллера получилась переходная картина от традиционного кино  к тому, что уже совсем скоро будут делать для виртуальной реальности. И, что немаловажно для российского проекта, ему удалось заработать: при бюджете $2 млн он собрал $14 млн, причем больше половины в международном прокате.

Разочарование года

Масштабная историческая драма Сергея Снежкина «Контрибуция» с Максимом Матвеевым и Елизаветой Боярской в главных ролях показала самый удручающий прокатный результат среди крупнобюджетных отечественных картин. При вложенных в производство 124 млн рублей фильм, вышедший на 350 копиях, собрал лишь 4,5 млн. Соответственно, наработка на копию составила всего 12 тысяч (для примера, у «Экипажа» каждая копия принесла 1,2 млн). Недалеко ушел и криминальный триллер Рената Давлетьярова «Чистое искусство» с Анной Чиповской и Петром Федоровым. С бюджетом 130 млн он на 415 копиях собрал только 6,6 млн. Наработка — 16 тыс. рублей.

Материалы по теме

  • «Экипаж» Николая Лебедева выйдет в формате IMAX

    13 мая 2014 / Редакция THR Russia

    Новая картина режиссера «Легенды №17» станет второй российской лентой, снятой для IMAX, после "Сталинграда" Федора Бондарчука.

    Комментировать
  • Максим Матвеев и Елизавета Боярская исполнят главные роли в «Контрибуции»

    28 января 2015 / Редакция THR Russia

    Подготовка к съемкам исторического детектива режиссера Сергея Снежкина идет на киностудии «Ленфильм».

    Комментировать
  • «Отряд самоубийц»: Краткое пособие для начинающих

    06 мая 2015 / Редакция THR Russia

    От киллеров до психиатров – кто есть кто в «дисишной» сборной суперзлодеев.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus