Лиам Нисон: железная хватка

Лиам Нисон: железная хватка
Лиам Нисон

В американской прессе его так и зовут — «главный по надиранию задниц». У ветерана Лиама Нисона что ни год, то очередной экшен — всегда крайне эффектное зрелище. И в новом драматическом триллере Жаумы Кольет-Серры «Пассажир» Нисон опять умело размахивает кулаками, а также исполняет все трюки, которые можно ожидать от фильма с сюжетом, разворачивающемся в поезде. THR оглянулся на непростой жизненный и творческий путь ирландца и убедился, что во многом ему остается только позавидовать.

Ничего нового: подобного Лиама Нисона мы уже видели, но бьемся об заклад — именно к такому Нисону мы очень привязаны. На данный момент он, пожалуй, единственный актер, который может превращать боевики категории Б в нестыдный, хотя и быстро выветривающийся из памяти аттракцион. А еще, как шутят в Интернете, он в одиночку дает стареющим мужчинам больше надежды, чем виагра.

Убедительный герой старомодных боевиков с гонораром до 20 $ млн за фильм — неожиданный венец карьеры для того, в чьем активе главная роль в «Списке Шиндлера» Стивена Спилберга. Однако Нисон считает такой расклад актерским везением: «Хочется же хоть иногда почувствовать себя ребенком в магазине игрушек. Побаловаться, вообразить, что ты очень смелый, покомандовать строгим голосом. Представляете: тебе можно все — и это хорошо закончится. Сплошное удовольствие. Ради такого не грех на какое-то время пожертвовать репутацией серьезного драматического артиста».

Дивидендами от этой репутации Лиам Нисон пользуется вот уже четверть века — со времен «Списка Шиндлера» актеру прощают все B-movies, удачные и не очень: кажется, кредит доверия аудитории после выхода главной ленты о холокосте неисчерпаем. За него в 1994-м Нисон получил свою единственную номинацию на «Оскар» и тут же решил, что отныне будет сниматься исключительно в серьезном кино.

Лиам Нисон

Артист даже отказался от роли Джеймса Бонда, уступив ее Пирсу Броснану, — поверхностные боевики тогда не входили в его планы: «До „Списка“ я не предполагал, что фильм может стать причиной социальных перемен. Но когда мы ездили по миру с промотуром, я постоянно наблюдал за реакцией зрителей и видел, что они начинают по-новому смотреть на исторические события и на собственные ценности. И только тогда поверил, что кинематограф способен творить чудеса».

Следующая эпохальная работа пришла к Нисону через шесть лет, и она же дала старт новому амплуа, ставшему золотой жилой. Начиная с роли мудрого джедая Квай-Гон Джинна в «Звездных войнах», актер удачно примеряет образ наставника главного героя — мифологической отцовской фигуры. В «Скрытой угрозе» он пестует Юэна МакГрегора, в «Бандах Нью-Йорка» — неоперившегося героя Леонардо ДиКаприо, в «Бэтмене: Начало» — мрачного Кристиана Бэйла. Успешно вписавшись в знаковые проекты десятилетия, Лиам Нисон достиг своеобразной вершины и, как однажды пошутил Майкл Бэй, стал прототипом благородного Оптимуса Прайма в «Трансформерах», возможно, поэтому гора железа там симпатичнее людей.

И тут в фильмографии Лиама случился новый поворот: в пятьдесят пять он, поигрывая мускулами и желваками на скулах, неожиданно превратился в экшен-актера. Брюс Уиллис и Арнольд Шварценеггер как раз отходили от дел, а Нисон только-только вошел во вкус, хотя коммерческий успех первой «Заложницы» изумил в первую очередь его самого: «Был уверен, что делаю ленту, которая окажется „одиночным выстрелом“ и останется без продолжения. Помню, прочитал сценарий и подумал: „Хочу это сыграть, но вряд ли выберут меня, никто не поверит, что я смогу стать героем боевика!“ Получив роль и отснявшись за три месяца, решил: „Милый европейский фильм. Наверняка, минуя кинотеатры, он сразу отправится в видеопрокат“».

Лиам Нисон

Между тем «Заложница» заработала в мировом прокате $227 млн, и тогда всем стало понятно: франшизе — быть. Сам Лиам Нисон объяснял успех боевика тем, что в кризисный 2008 год аудитория ждала в кино героя с человеческим лицом, который, столкнувшись с проблемой, отважно берется за ее решение. И еще как: персонаж Нисона, бывший спецагент, спасающий дочь, за полтора часа экранного времени своими руками убивает 35 человек: «Такие фильмы снимать очень весело. Здорово, что у меня есть возможность сыграть настолько физически активного персонажа».

К третьей «Заложнице» гонорар Нисона вырос в четыре раза. Лиам начал входить в списки самых высокооплачиваемых актеров и однажды даже поработал над семью фильмами за год: «Режиссеры вдруг увидели во мне крутого парня». Тогда же он стал любимцем энергичного испанца Жаумы Кольет-Серры: помимо «Пассажира», они вместе сделали три успешных проекта — триллеры «Неизвестный», «Воздушный маршал» и «Ночной беглец», где актер в очередной раз воплотил пятьдесят оттенков пусть и уже знакомого публике, но крайне обаятельного героя — человека с прошлым, слегка помятого жизнью, однако демонстрирующего максимальную концентрацию в критический момент.

И если амплуа «главного по надиранию задниц» кому-то и кажется одномерным, то только не сыновьям Нисона. Его стремительный карьерный рост пришелся на их взросление и на тот период, когда семья переживала трагедию: жена Нисона и мать его двоих детей, актриса Наташа Ричардсон, в 2009 году получила черепно-мозговую травму, катаясь на лыжах в Квебеке. Спустя несколько дней родственники приняли решение отключить ее от аппарата жизнеобеспечения.

Впоследствии Лиам признавался, что тогда у него появились проблемы с алкоголем, а старший ребенок, Майкл, был вынужден лечь в реабилитационную клинику: «Он был убит горем и выбрал такой способ защититься от переживаний, как уход от реальности, выражаясь языком специалистов. Отказывался принимать смерть матери, делал вид, что это не случилось. Психологи считают, что в таких ситуациях это один из худших вариантов».

Лиам Нисон

Лиам Нисон сейчас — сверхвостребованный актер своего жанра, готовый изменить ему ради разве что Мартина Скорсезе (он сыграл главную роль в драме режиссера «Молчание», 2016. — THR). Мужчина в самом соку — до сих пор попадает в рейтинги самых сексуальных звезд и объективы папарацци. Боксер — такие бывшими не бывают: «Сам я начал лет в девять — был на воскресной мессе, и вдруг наш священник объявил, что организует клуб. Нас было десять человек, на всех одна пара старых перчаток и книга. Теперь эта школа одна из лучших в Северной Ирландии».

Он и в «Хрониках Нарнии» озвучивал не кого-нибудь, а бога-льва, а в «Битве Титанов» и ее сиквеле был самим Зевсом-громовержцем. В «Воздушном маршале» для актера ростом почти под два метра построили декорацию самолета больше стандартной — чтобы поместился. А в трогательном фэнтези «Голос монстра» именно Нисон при помощи технологии performance capture (буквально «захват актерской игры». — THR) сыграл гигантское чудовище — старое дерево, разговаривающее с маленьким мальчиком, у которого болеет мама.

Послание героя Лиама Нисона адресовано и его сыновьям, потерявшим мать. И похоже, человек, переживший битву с волками на Аляске (в фильме «Схватка». — THR), поднявший на уши пару европейских столиц и при этом нашедший слова, чтобы утешить ребенка, главную роль — отца (в точности как в «Реальной любви») — исполняет каждый день: «Главное, что они зазубрили наизусть: я всегда буду им помогать. Особенно важно мне было донести это до них после смерти их матери. А еще мы с Ташей хотели, чтобы наши дети были галантными, с хорошими манерами. Я уверен, что это поможет им в жизни».

 

«Пассажир» (The Commuter)

«Вольга» / Великобритания, США / Режиссер: Жаума Кольет-Серра / В ролях: Лиам Нисон, Вера Фармига, Сэм Нил, Патрик Уилсон, Джонатан Бэнкс, Элизабет МакГоверн, Шазад Латиф, Флоренс Пью / Премьера 8 марта

Материалы по теме

  • Рецензия на фильм «Линкольн»

    23 января 2013 / Тодд МакКарти

    Историческая драма Стивена Спилберга о многоликости самого значимого президента США, семейных обстоятельствах и уроках истории.

    Комментировать
  • «Мир Юрского периода». Эра динозавров

    09 июня 2015 / Владимир Лукин

    Перед премьерой долгожданного блокбастера THR задумался, почему съемки этого фильма доверили новичку и чем пришлось пожертвовать ради создания максимально реалистичной картинки.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора