Почему в голливудском кино опять танцуют и поют?

Почему в голливудском кино опять танцуют и поют?
Кадр из фильма «Красавица и Чудовище»

Мюзиклы постоянно критикуют за наивность и иллюзорность представленного там мира, но какими бы старомодными они ни казались — все равно возвращаются на экраны. Прямо сейчас весь мир следит за феноменом «Ла-Ла Ленда», который собирает все возможные награды и хорошо зарабатывает в прокате. А в марте нас ждет еще одна музыкальная история — диснеевская «Красавица и Чудовище». THR вспомнил каноны одного из старейших киножанров, оценил лучшие образцы, сделанные в новом веке, и оценил их рентабельность.

«Красавица и чудовище»  — уже пятый фильм в серии новых диснеевских ремейков и самый музыкальный из них: ко всем известным хитам в исполнении золотого канделябра, заварочного чайника и, конечно, Белль добавили еще три новых трека. И это скорее неожиданный ход для студии, потому что прежние игровые переработки анимационной классики были лишены знакомых песен: в «Золушке» (2015) и «Алисе в Стране чудес» (2010) их не было совсем, в прошлогодней «Книге джунглей» звучит всего несколько песен.

Перенося мультфильмы на экран, Disney пытается адаптировать старые истории для нового поколения, поэтому по динамике исчезновения и появления в картинах музыкальных номеров можно судить об отношении публики и продюсеров к самому мюзиклу и тому, как быстро меняется мода на него. Наш чарт наглядно демонстрирует, как в новом веке в Голливуде колебался маятник популярности жанра.

Кривую интереса и спроса на песни и пляски можно проследить на протяжении всей истории кино. Так, впервые мюзиклы стали терять зрителей еще в 1960-е. Жанр пришел на экраны на рубеже 1920–1930-х годов — одновременно со звуком — и ассоциировался с эскапизмом, гламуром и яркими красками. Одним словом, был воплощением идеализированного Голливуда.

Когда закончилась золотая эра американского кино, музыкальные фильмы уже с трудом подстраивались под интересы нового поколения зрителей, предпочитавших реализм и насилие. С одной стороны, «Вестсайдская история» и «Звуки музыки» Роберта Уайза стали классикой, с другой — на фоне их популярности многие попытки вернуться в поющую сказку проваливались.

В 70-е эксперименты Боба Фосси, снявшего «Кабаре» и «Весь этот джаз», оживили умирающего, но надолго новой крови не хватило. Симптоматично, что самый популярный представитель своего вида в то десятилетие — «Бриолин» — был ностальгической историей о 50-х годах, то есть тоже сделанной по соответствующим канонам. «Ла-Ла Ленд» использовал аналогичный трюк — сочетание современности с мечтой о светлом прошлом.

Что происходило дальше, хорошо видно по тому, как на экраны попадали произведения невероятно популярного британского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. У рок-оперы «Иисус Христос — Суперзвезда» дорога в кино заняла всего три года (фильм вышел в 1973-м), а у «Эвиты» — 20 лет (с 1976-го по 1996-й). Даже главный хит маэстро — «Призрак оперы» — добирался до зрителя целых 18 лет. Экранизациям мешали личные, финансовые и организационные проблемы, но на самом деле, если бы был спрос, студии не держали бы эти проекты на полке так долго.

Почему же Голливуд продолжает делать мюзиклы? Во-первых, они могут неожиданно вернуться в моду (на это и рассчитывает Disney с «Красавицей и Чудовищем»!). Во-вторых, можно использовать уже проверенную музыку и песни — взять театральную постановку, как «Чикаго», «Отверженные» или, например, «Мамма MIA!». В-третьих, и это главное — они недорого стоят: при бюджете $30–70 млн достичь окупаемости намного проще.

Такое кино можно было бы поставить на поток, но из этого, скорее всего, не выйдет ничего хорошего: несмотря на звезд, большинство картин в лучшем случае отбивает бюджет, а то и вовсе — как произошло в 2007 году с мюзиклом «Через Вселенную» по песням The Beatles — проваливаются с треском. И каждая такая неудача может похоронить направление целиком.

Феномен «Ла-Ла Ленда» говорит о том, что мюзикл — штучный товар и требует прежде всего от режиссера особенного мастерства, страсти и знаний, причем не только о кино. Поэтому важно успех повторить, и от «Красавицы и Чудовища» зависит, ждет ли жанр какое-то будущее или мы можем забыть о нем еще на 5–10 лет и не ждать песен в ремейках «Аладдина» и «Русалочки».

Топ-5 неголливудских мюзиклов. Выбор THR

«Ом Шанти Ом», 2007, Индия

Режиссёр: Фара Кхан

Редкий болливудский фильм обходится совсем без песен, и каждая вторая картина — полноценный мюзикл. Но «Ом Шанти Ом» — особый случай. Это погружение в классику индийского кино и одновременно оммаж Эндрю Ллойду Уэбберу, снятый главным хореографом Болливуда Фарой Кхан.

«Стиляги», 2008, Россия

Режиссёр: Валерий Тодоровский

Эта картина — попытка опровергнуть высказывание Бориса Гребенщикова о том, что Россия — неритмичная страна. Мюзикл о золотой молодежи советских 50-х с песнями и джазовыми музыкальными номерами по мотивам произведений русского рока 80-х. На Западе фильм вышел с названием Hipsters — именно так именовали себя в Америке 40-х фанаты джаза.

«Боже, помоги девушке», 2014, Великобритания

Режиссёр: Стюарт Мердок

Шотландский мюзикл об одинокой девушке, сбежавшей из психиатрической лечебницы, чтобы стать поп-звездой. Режиссер фильма Стюарт Мердок — основатель и фронтмен инди-группы Belle and Sebastian — первоначально записал вошедшие в картину песни для одноименного альбома, который стилизовал под британскую поп-музыку 60-х.

«Офис», 2015, Гонконг, Китай

Режиссёр: Джонни То

Гонконгский режиссер Джонни То более известен авторскими боевиками, но иногда снимает романтические комедии, чтобы профинансировать другие свои проекты. «Офис» — первая попытка мастера сделать не просто комедию, а мюзикл. Это история о финансовом кризисе 2008 года и об экзистенциальном одиночестве простых работников торговой корпорации.

«Самый лучший день», 2015, Россия

Режиссёр: Жора Крыжовников

Фильм, снятый в уникальном жанре караоке-комедии, — здесь главные герои исполняют кто как может всем известные хиты, а зрителям предоставляется возможность их подпеть, благо некоторые композиции даже сопровождаются текстом на экране. Картина стала одним из лидеров новогодней битвы 2016.

Самые кассовые мюзиклы Голливуда за последние 15 лет

Мамма MIA!, 2008

бюджет $52 млн, сборы $609,8 млн, коэффициент окупаемости 11,7

Отверженные, 2012

бюджет $61 млн, сборы $441,8 млн, коэффициент окупаемости 7,2

Зачарованная, 2007

бюджет $85 млн, сборы $340,5 млн, коэффициент окупаемости 4

Чикаго, 2002

бюджет $45 млн, сборы $306,7 млн, коэффициент окупаемости 6,8

Классный мюзикл 3: Выпускной, 2008

бюджет $11 млн, сборы $252,9 млн, коэффициент окупаемости 22,9

Ла-Ла Ленд*, 2016

бюджет $30 млн, сборы $225,5 млн, коэффициент окупаемости 7,5

Чем дальше в лес… 2014

бюджет $50 млн, сборы $213 млн, коэффициент окупаемости 4,2

Лак для волос, 2007

бюджет $75 млн, сборы $202,5 млн, коэффициент окупаемости 2,7

Маппеты, 2011

бюджет $45 млн, сборы $165,1 млн, коэффициент окупаемости 3,7

Девушки мечты, 2006

бюджет $80 млн, сборы $154,8 млн, коэффициент окупаемости 1,9


* Прокат фильма продолжается

Материалы по теме

  • «Книга джунглей» студии Disney. Естественный отбор

    05 апреля 2016 / Анна Сотникова

    Автор новой киноверсии похождений Маугли и его друзей Джон Фавро обещает с почтением отнестись и к наследию Киплинга, и к прочтению диснеевской экранизации, выпущенной в середине 60-х.

    Комментировать
  • «Ла-Ла Ленд»: секрет успеха

    12 января 2017 / Редакция THR Russia

    Райан Гослинг и Эмма Стоун трижды переживала романтические отношения в кино («Эта дурацкая любовь», «Охотники на гангстеров» и «Ла-Ла Ленд»), но никогда не добивалась такого успеха. О том, как достучаться до сердец публики и собрать кучу наград, Райан,Эмма и режиссер Дэмьен Шазелл рассказали в интервью.

    Комментировать
  • Дэн Стивенс рассказал, как запел для «Красавицы и Чудовища»

    03 марта 2017 / Редакция THR Russia

    Дэн Стивенс последние несколько лет показывает свою разноплановость и внушительный диапазон ролей – а теперь еще и запел.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus