«Призрак в доспехах»: между телом и душой

«Призрак в доспехах»: между телом и душой
Кадр из фильма «Призрак в доспехах»

Японская анимация из феномена сугубо национального постепенно превращается в общемировой и захватывает не только сердца и умы любителей Страны восходящего солнца, но и большие экраны. Еще до премьеры художественная версия «Призрака в доспехах» вызвала множество споров среди поклонников аниме. THR разобрался, чего ждать от второго полнометражного фильма Руперта Сандерса.

Влюбленность Голливуда в японскую анимацию за редким исключением всегда носила платонический характер. За время своего существования аниме подарило миру целую плеяду харизматичных персонажей и захватывающих историй, однако студийных боссов, очевидно, отпугивала проблема корректной адаптации формата — многослойная и местами сложно преодолимая.

Сколько слухов ходило вокруг экранизаций классики жанра — «Акиры» и «Евангелиона», да только все не впрок: индустрия заимствовала отдельные образы и мотивы лучших образчиков, но подступиться вплотную побаивалась. Гильермо дель Торо только ленивый не пнул за сходство его гигантских чудищ из «Тихоокеанского рубежа» с «ангелами» Хидэаки Анно (монструозными существами из сериала «Евангелион». — THR).

Киану Ривз рвался играть ковбоя Бибопа (герой одноименного сериала 1998 года. — THR), но и из этого проекта ничего не вышло. В 2007 году с десяток студий проявляли интерес к «Тетради смерти», которая в итоге досталась Netflix, стала ТВ-фильмом и до сих пор находится на постпродакшне. Первые же кадры проекта Адама Вингарда, режиссера «Ведьмы из Блэр: Новая глава», вызвали в Сети недовольство: фанаты оригинала не могли простить создателям, что белый вихрастый детектив L стал чернокожим.

Та же история ожидала и экранизацию «Призрака в доспехах». Лицо главной героини одного из самых известных в мире аниме, японки Мотоко Кусанаги, на экране получило черты наполовину датчанки, наполовину еврейки Скарлетт Йоханссон. Не первый и не последний скандал на тему «обеления» персонажей: еще недавно от тех же нападок оборонялись Тильда Суинтон, сыгравшая в «Докторе Стрэндже» тибетского Старейшину, и Мэтт Дэймон, оказавшийся в Китае тысячелетней давности в «Великой стене» Чжан Имоу. Но все это, кажется, было только предлогом…

Как ни крути, перепев культовой картины имеет минимум шансов на такой же успех. Дилогия Мамору Осии, к слову, еще и вдохновила на создание «Матрицы» (тогда еще) братьев Вачовски, заимствовавших из нее многие визуальные находки. Зная, что Голливуд не слишком деликатно обходится с адаптациями, фанаты заранее невзлюбили художественную версию — и их сложно в этом упрекнуть.

Назначение режиссером фильма Руперта Сандерса, в чьем послужном списке пока что только «Белоснежка и охотник», — мягко говоря, не самый удачный ход, который дал неслабый повод для всплеска недовольства. То и дело ходили слухи, что в картине не останется ничего от Японии, философии, киберпанка и его мрачной стилистики — в общем, всего того, за что любили оригинал.

Однако проблема не только в алчности студийных воротил, но и в сопротивлении материала, и затрагивает она как вопросы формы, так и содержания. С первым все понятно: для корректной конвертации несколько китчевой природы аниме от создателей требуется немало такта и хорошего вкуса. Гигантские глаза, запредельных размеров грудь, цвета в стиле «вырви глаз» и откровенные наряды девушек — чтобы убедиться, насколько странно все это выглядит применительно к реальным людям, достаточно посмотреть на любую сходку косплееров. Перевести такое на человеческий язык — серьезная художественная задача.

Но новый «Призрак в доспехах» раскланивается перед оригиналом 1995 года так часто и настолько тактично конвертирует формат, что одно это не может не вызвать уважение: персонажи адаптированы максимально близко к рисованным, то и дело мелькают вывески на японском, роль главы девятого отдела Арамаки исполняет аж Такеши Китано… Очевидно, Сандерс не пытался снять фильм «по мотивам», а пошел по пути как можно более корректной экранизации.

Обсуждать формы и повадки Скарлетт Йоханссон, а также то, насколько она подходит на роль киборга, можно долго, только если не помнить, что вообще-то майор Кусанаги — боевой робот с определенными, немалыми даже в анимационной версии пропорциями. И этой машине убийства по сюжету очень важно быть похожей на женщину. Есть у нее такой «пунктик».

И тут возникает проблема адаптации сюжета и смыслов. С одной стороны, сценаристы Джейми Мосс и Джонатан Херман изучили вселенную «Призрака» получше многих — это было ясно уже из первых роликов, опубликованных в «Твиттере». Здесь есть и вышедший из-под контроля «сексоид» — робот для сексуальных утех из открывающих сцен «Призрака в доспехах 2: Невинность», и линия подмены воспоминаний главной героини из «Боли призрака», и оттуда же — ее пурпурный комбинезон и страсть к апгрейду своих «доспехов».

Насколько по вкусу Моссу и Херману пришлись долгие философские разговоры о природе человеческого сознания, которые ведут анимационные персонажи, — большой вопрос. Скорее всего, индустрия развлечений диктовала свои правила: едва ли зрителю с попкорном в руках, пришедшему полюбоваться на красотку и спецэффекты, нужен Артур Кестлер или Гилберт Райл (британские философы, с которыми полемизирует Осии. — THR), проблемы определения человеческих души и тела и их отношений друг с другом.

В конце концов, кассовый успех или провал новой ленты повлияет на дальнейшую судьбу экранизаций аниме. На лето 2018-го запланирована премьера «Боевого ангела» Роберта Родригеса, продолжается эпопея с разработкой «Акиры», не утихают слухи про «Блич» и «Наруто»… Голливудская машина производства не может не использовать потенциал японской анимации и наверняка подберет к ней свой ключ: случится это на премьере «Призрака в доспехах» или несколько позже — покажет время.

«Призрак в доспехах» (Ghost in the Shell)

«Централ Партнершип» / США / Режиссер: Руперт Сандерс / В ролях: Скарлетт Йоханссон, Майкл Питт, Майкл Уинкотт, Жюльет Бинош, Йохан Филип Асбек, Рила Фукусима, Такеши Китано, Чин Хань, Кристофер Оби, Адвоа Абоах / Премьера: 30 марта

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus