Развод по-английски: съемки в Великобритании

Развод по-английски: съемки в Великобритании
Иллюстрация: Nicolas Deghanni

Голливуд, похоже, переезжает в Лондон: именно там снимались главные блокбастеры этого года — от «Tomb Rider: Лара Крофт» до «Аладдина». Американские продюсеры давно облюбовали английские студии, и «брексит» им нипочем. THR решил из первых уст узнать, какие проблемы ждут британскую киноиндустрию в будущем и почему разлука страны с Европой может быть на руку заокеанским бизнесменам.

Обилие среди номинантов на «Оскар» британцев, а также фильмов, сделанных в сотрудничестве с английскими студиями, свидетельствует, что Голливуд вышел на новый виток плодотворного романа с Соединенным Королевством. Но вдобавок к актерам, режиссерам, операторам и другим кинематографистам, которых в киноиндустрии ценили всегда, американские продюсеры теперь рассматривают саму страну как важный центр кинопроизводства.

Согласно статистике, опубликованной Британским киноинститутом (BFI), 2017 год стал рекордным: иностранные компании потратили на съемки фильмов на территории островного государства $2,4 млрд (на 26% больше, чем в 2016-м), а на ТВ-проекты — $967 млн (больше на 27%).

Как говорят сейчас в Голливуде, есть три главные локации для запуска нового фильма: Атланта, Новый Орлеан и Лондон. Действительно, мощности в столице Великобритании и в стране в целом работают на пределе. Достаточно сказать, что, например, создатели таких громких проектов, как «Бегущий по лезвию 2049» и «Чужой: Завет», не смогли найти свободные павильоны.

Pinewood Studios

Неудивительно, что Disney, по информации THR, забронировала Pinewood Studios полностью на 5 лет вперед: там снимают не только новые части «Звездных войн», но и продукцию под брендом Marvel. Правда, нескольким громким блокбастерам этого года — «Мир Юрского периода 2», «Первому игроку приготовиться», «Tomb Rider: Лара Крофт», «Аладдин» и «Миссия невыполнима: Последствия» — на островах место все-таки нашлось. Бум привел к тому, что существующие студии расширяются, создаются новые, и самая большая стройка сейчас развернулась в восточном Лондоне.

Одна из причин такой популярности — налоговые льготы, введенные еще в 2006 году. Производителям кино и телепродукции здесь возвращают до 25% расходов. Рибейты, правда, есть не только в Англии, поэтому на решение голливудских продюсеров перелететь Атлантику повлияли также другие факторы.

В первую очередь это огромное количество профессионалов, которые набили руку на проектах любого масштаба. Во вторую — павильоны, постпродакшн-лаборатории и студии спецэффектов здесь одни из лучших в мире. И самое главное — полное отсутствие языкового барьера. «О, это похоже на круговорот взаимной любви, — рассказала THR бывший топ-менеджер Pinewood Studios Никки Ерншоу, ныне возглавляющая Film4. — Единственная проблема, что небольшим проектам трудно найти свободных людей и студии, но мы не жалуемся. Это уже капризы».

Съемки восьмого эпизода «Звездных войн» на Pinewood Studios

Впереди, впрочем, неопределенность — «брексит». С исторического референдума о выходе Соединенного Королевства из ЕС прошло уже полтора года, но в стране никто в полной мере не понимает, чем все закончится. В британском кинобизнесе, по сведениям THR, большинство склоняется к негативным оценкам последствий. Особенно это касается долгосрочных проектов с частичным европейским финансированием.

Правда, для Голливуда все наоборот — «брексит» только добавил привлекательности к и без того гостеприимной Англии. Сразу после голосования в июне 2016 года курс фунта по отношению к доллару упал до $1,2 — так низко он не опускался три десятилетия. Для продюсеров это стало автоматической скидкой в 20% к бюджетам проектов.

«Фунт гуляет туда-сюда. И сейчас он повыше, но наш обменный курс остается невероятно привлекательным — прежде всего для американского бизнеса», — похвастался глава Британской кинокомиссии Адриан Вуттон. Британская валюта действительно растет, в феврале этого года за нее давали уже $1,38, но это все равно ниже показателей лета 2016-го.

Пока бухгалтеры американских мейджоров радуются, у их английских коллег из-за «брексита» появился еще один повод для волнений, не связанный с финансами. Многие рядовые труженики студий — граждане других стран, и не ясно, на какой стороне Ла-Манша они окажутся в итоге. «Индустрия сейчас на нервах по двум причинам: движение средств и миграция персонала», — высказал опасения один из директоров Working Title Эрик Феллнер.

Проблема первой коснется процветающего сектора индустрии, который занимается производством спецэффектов, — там приезжих 33%. Как и весь британский кинобизнес в целом, в последние годы эти компании росли рекордными темпами. Именно локальные студии во главе с Double Negative, Moving Picture Company и Framestore за последние 7 лет заработали пять «Оскаров» за лучшие эффекты. Этим они  поспособствовали созданию в 2014-м дополнительных налоговых стимулов для местных производителей графики к любым, не обязательно сделанным в Англии лентам.

Директор Double Negative Алекс Хоуп, ответственной за номинированные на «Оскар» эффекты в «Бегущем по лезвию 2049», уверен, что все всё понимают и лучших специалистов будут поддерживать, несмотря ни на что: «Правительство в курсе важности этого вопроса». Глава общественной организации «Британский киноальянс» Нил Хаттон согласен: «Никого никуда не депортируют», — и добавляет, что в новых законах об иммиграции должна быть заложена определенная гибкость, соответствующая текущим индустриальным практикам и дедлайнам: «Сейчас, если мне понадобятся на следующей неделе композеры, я звоню своим людям во Францию, и в понедельник те, кто мне нужен, будут уже здесь».

Съемки фильма «Бегущий по лезвию 2049»

Но, несмотря на тревогу и опасения в связи с возможным исходом персонала, в киноиндустрии Соединенного Королевства никто всерьез не думает, что политики вставят палку в колеса стремительно растущему бизнесу.

«Вся индустрия работает сейчас на то, чтобы донести до правительства, как важно сохранить страну прозрачной, привлекательной для инвестиций, чтобы она осталась глобальной площадкой для международного кинопроизводства», — уверяет Джош Бергер, директор британского филиала Warner Bros., в ведении которого — Leavesden, одна из самых больших студий в стране, родной дом франшизы о Гарри Поттере.

С растущим рынком дорогих ТВ-проектов и миллиардами долларов, которые стриминговые корпорации вливают в производство контента, вряд ли Великобритания утратит свою привлекательность для голливудских продюсеров. Но есть большие сомнения, что все желающие смогут найти свободное место в лондонских павильонах.

«Да у них там все доверху забито, — посетовал Дункан Кларк, глава международного отдела Universal. — И в ближайшее время это не изменится».

Поттеровский павильон Leavesden

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus