Рецензия: «Гоголь. Начало» с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым

Рецензия: «Гоголь. Начало» с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым
Кадр из фильма «Гоголь. Начало»

«Начало» — первая из четырех сдвоенных частей сериала Егора Баранова «Гоголь», который попадет в широкий кинопрокат до премьеры на ТВ. Столь необычный шаг — практически единственная возможность окупить производство столь дорогостоящего телепроекта. И это совершенно уникальная для России стратегия — так еще не делал никто.

Кинотеатры давно уже не являются местом, где демонстрируют исключительно фильмы: на большом экране можно увидеть и видеоверсии спектаклей, и футбольные матчи, и сериалы. Однако в том, что касается телешоу, речь идет обычно о премьерах первых эпизодов, как было, например, в свое время с «Оттепелью» Валерия Тодоровского. «Гоголь» же будет показан целиком (четыре части с интервалом в месяц), да еще огромным количеством копий, что, если эксперимент пройдет успешно, может, станет новым трендом.

Главный герой сериала — молодой петербургский писарь Николай Васильевич Гоголь (Александр Петров, знакомство с которым начинается с того, что он в припадке самокритики сжигает стопку книг с изданной им под псевдонимом поэмой «Ганц Кюхельгартен». Личность он крайне экзальтированная: припадки у него случаются самые настоящие, и в них он видит ранее произошедшие события, что помогает восстановить ход преступлений.

Эта необычная способность привлекает внимание известного сыщика Якова Гуро (Олег Меньшиков), который решает, что ему пригодится такой помощник в путешествии под Полтаву. Там на хуторе, недалеко от села Диканьки, творятся странные вещи — местные жители находят окровавленные трупы и уверяют, что видели страшного рогатого всадника…

Даже по очень беглому описанию видно, что перед нами постмодернистская фантазия в духе «Президента Линкольна: Охотник на вампиров» Тимура Бекмамбетова — как и там, в придуманную от начала до конца историю вплетен реальный человек.

Причем авторы внедрили в сюжет не только самого Гоголя, но и его жизнь и творчество: тут и шуточка по поводу сожженных книг, и название села, а Гуро поминает знакомого по фамилии Яичница (такую фамилию носил один из героев пьесы Гоголя «Женитьба». — THR)… И каким бы странным изначально ни казался выбор Александра Петрова на роль будущего классика, мысль, как дико выглядит «полицейский с Рублевки» Гриша Измайлов с длинными волосами и усиками, быстро улетучивается. Потому что хороший актер и потому что действие затягивает зрителя как в омут.

«Линкольн» — отнюдь не главная аллюзия, которая возникает в процессе просмотра «Гоголя». По картинке и общей стилистике он скорее напоминает «Сонную Лощину» Тима Бертона, «Братство волка» Кристофа Ганса, «Шерлока Холмса» Гая Ричи и — по понятным причинам — «Вия 3D» Олега Степченко.

Столь комплиментарные сравнения — нисколько не чрезмерны. Оператор Сергей Трофимов, снявший ни много ни мало «Ночной дозор», «Дневной дозор», «Монгола», «Черную Молнию» и «Он — дракон», — настоящий мастер, и то, что перед нами сериал, забывается мгновенно. Туман, в котором скрывается Зло, кажется, можно потрогать руками, а кровь готова брызнуть в лицо без всякого 3D.

Помимо упомянутых уже Александра Петрова и Олега Меньшикова, у которых сложился замечательный тандем, тут можно насладиться игрой целого отряда ярких и харизматичных актеров — Евгения Стычкина, Артема Ткаченко, Яна Цапника, Таисии Вилковой. Последняя отвечает в «Гоголе» за романтику и эротику — Гоголь будет не только рисковать жизнью, но и поучаствует в очень красиво снятой постельной сцене.

В общем, вопрос, зачем это смотреть на большом экране, не возникает. Работа Егора Баранова — вполне полноценный, без всяких скидок на телевизионное происхождение, фильм. Особенно если вспомнить, как плохо у нас в стране обстоит дело с жанровым кино.

«Гоголь. Начало»

«Каропрокат» / Россия / Режиссер: Егор Баранов / В ролях: Александр Петров, Олег Меньшиков, Евгений Сытый, Таисия Вилкова, Артем Ткаченко, Евгений Стычкин, Юлия Франц, Ян Цапник / Премьера 31 августа

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus