Рецензия: «Горы» с Уиллемом Дефо

Рецензия: «Горы» с Уиллемом Дефо
Кадр из фильма «Горы»

Те, кто считает, что высоту лучше оставить птицам, рискуют сбежать из кинозала уже через пять минут после начала фильма «Горы» — искусно созданной, головокружительной картины, в которой звучат старые и новые классические композиции, записанные Ричардом Тоньетти («Хозяин морей: На краю Земли») и его Австралийским камерным оркестром. Изучая исторически сложившееся влечение людей к покорению вершин, режиссер ленты «Шерпа» (2015) Дженнифер Пидом отказалась от традиционных рассказов альпинистов, сосредоточившись на величественно безучастном ландшафте.

В результате у Пидом получилось одно из самых глубоких киноэссе с блестящей картинкой, созданной оператором «Шерпы» Ренаном Озтурком, смотреть которое нужно на самом большом экране. Кадры с заснеженными вершинами в окружении облаков и карабкающимися по ним смельчаками сопровождаются отрывками из мемуаров-размышлений Роберта Макфарлейна «Горы разума», озвученными Уиллемом Дефо с подходящей грубоватостью.

Пидом начинает фильм черно-белой сценой репетиции членов Австралийского камерного оркестра в Сиднейской опере. Больше зрители их не увидят: в своем монтаже Кристиан Газаль («Кролик Питер») и Скотт Грэй («Вершина озера») переходят к кадрам со скалами еще до того, как пальцы коснулись клавиш. Камера пикирует на альпиниста, не использующего страховку, а затем демонстрирует отвесные кручи, постепенно увеличивая их размер, — и близость зрителя к ним становится головокружительной.

Макфарлейн и Пидом утверждают, что рост городов когда-то стал причиной стремления людей совершить восхождение на вершину, чтобы воссоединиться с природой. Это подкрепляется кадрами с первыми высокогорными туристами, в том числе и с Тенцингом Норгеем и Эдмундом Хиллари (альпинисты, первыми покорившие Эверест, — THR). Как и в «Шерпе», режиссер противопоставляет их современным искателям приключений в Гималаях, большую часть рисков которых берет на себя местная народность — шерпы. «Сегодняшние авантюристы ничего не покоряют, — говорит нам Дефо. Они стоят в очереди».

Оркестр тем временем играет Вивальди и Бетховена, не забывая и о современных композиторах Арво Пярте и самом Тоньетти, с периодическим переходом к вокальным партиям. Команда фильма прыгает с континента на континент, вооруженная дронами, GoPro и геликоптерами, от Тибета до Австралии и Аляски, при этом переключение между форматами съемки на большом экране заметно, но ненавязчиво.

Пидом также использует видеофрагменты с бейсджампингом, горным велосипедом, вингсьютом и даже прогулкой по канату (между двумя вершинами в Касл-Вэлли, штат Юта), которые покажутся привычными тем, кто когда-нибудь заходил на YouTube. Отношение авторов к этим «подвигам» неоднозначно: наслаждаясь зрелищем, от которого все внутри сжимается, экстремалы, по словам Макфарлейна, «настолько влюблены в себя, что хотят остаться в одиночестве».

К 70-й минуте «Горы» уже кажутся слегка затянутыми, искусственно удлиненными до полнометражного фильма. Но это простительно благодаря моментам чистой красоты, будь то погружение внутрь монастыря шерпов или кадры с будто дышащей, расширяющейся и сжимающейся горы, сделанные с помощью магии замедленной съемки.

Фрагменты ленты соединяются музыкой, которая иногда звучит в противовес картинке, разбавляя благоговение ужасом. Оркестр отдает предпочтение скрипке, фортепиано, виолончели и вокалу на музыкальной подложке, отшлифовав тем самым изображение экстремального риска, но не жертвуя деликатностью.           

«Горы» (Mountain)

«Русский Репортаж» / Австралия / Режиссер: Дженнифер Пидом / В ролях: Уиллем Дефо / Премьера 21 июня

Материалы по теме

  • Уиллем Дефо: «Я помню свою жизнь по фильмам»

    09 марта 2018 / Бенджамин Светки

    Актер рассказал THR о своем детстве, почему он сменил имя и самом большом удовольствии в жизни. Нет, это не съемки.

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора