Рецензия: «О теле и душе» Ильдико Эньеди

Рецензия: «О теле и душе» Ильдико Эньеди
Кадр из фильма «О теле и душе»

Методы разведения животных могут показаться нам непостижимыми, но некоторые из наших собратьев homo sapiens являются столь же чудными. И это, кажется, ключевой вывод, который делает венгерский режиссер и сценарист Ильдико Эньеди в экстравагантной и при этом невозмутимой, а иногда довольно жестокой романтической драмеди «О теле и душе», получившей «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале в 2017 году.

Эньеди заявила о себе в 1989-м, когда ее картина «Мой XX век» удостоилась в Каннах «Золотой камеры» за лучший режиссерский дебют. В своем новом фильме о двух одиноких работниках скотобойни, пытающихся изо всех сил сойтись поближе, она смешивает очаровательно реалистичный юмор и традиционную чувственность. Несмотря на двухчасовой хронометраж и немного затянутую вторую половину, лента приходит к по-настоящему добротному финалу — прямо как в пьесах Норы Эфрон, пусть это движение и сдобрено изрядным количеством крови и непредсказуемыми выходками персонажей.

Фильм открывается превосходно снятым эпизодом с блуждающими по заснеженному лесу оленем и ланью — сценой, к которой повествование будет возвращаться еще несколько раз, усиливая ее значение по мере развития сюжета. После поэтичного начала зритель знакомится с Эндре (Гиза Моршани) — финансовым директором небольшой скотобойни на окраине Будапешта и ослепительной Марией (Александра Борбей) — новым инспектором по качеству, испытывающей проблемы с коммуникацией.

Эндре тоже не очень любит общаться, и, несмотря на то что Мария сразу же ему понравилась, он не может признаться в этом ни ей, ни себе. Между тем девушка кажется слегка социально неприспособленной и патологически дотошной, и последнее как раз хорошо, учитывая тот факт, что ее работа состоит в сортировке кусков мяса. Но это совершенно точно мешает ей ввязаться в романтические отношения.

Режиссер бросает этих двух своеобразных персонажей в историю, мечущуюся между медленными и даже несколько болезненными ухаживаниями, кровавыми подробностями жизни скотобойни и ранее показанными лесными сценами. Добавьте к этому побочный сюжет, включающий полицейское расследование, и в итоге получится роскошная и странная сказка о подавленной сексуальности, которой требуется много времени, чтобы выбраться на свет.

Выстраивая повествование вокруг пары безэмоциональных героев, каплями юмора разбавляющих глубокое чувство тоски, Эньеди иногда, может быть, слишком сильно наслаждается изображением людской неприкаянности: Эндре и Мария часто показаны стоящими в одиночестве около дверей и окон или смотрящими телевизор в пустых квартирах.

Но все же режиссеру удается преподнести зрителю пару сюрпризов, сопоставляя глупости человеческого поведения с жизнью животных, — особенно в последней сцене, которая за пару секунд превращается из трагедии в фарс (под отлично вписавшуюся балладу британской фолк-исполнительницы Лоры Марлинг).

Оператор Мате Хербаи использует одинаковые кадры для сопоставления людского и звериного миров, благодаря чему сходства между главными героями, парой оленей и коровами, покорно бредущими к бойне, становятся все более очевидными. В этом смысле название «О теле и душе» резюмирует точку зрения Эньеди, которая на самом деле и не нуждалась в таком хронометраже. Дисбаланс между телом и душой может навредить человеку (или убить животное — разве ели бы мы их, если бы верили, что они ничем не отличаются от нас?), а их единение сделать его полноценным.

С первого появления на экране Моршани отлично изображает угрюмого Эндре в флегматичном и полукомичном стиле, который часто встречается у Аки Каурисмяки, чьи фильмы сразу приходят на ум. Относительный новичок Борбей («Свинг»), снимавшаяся до сих пор только в местных комедиях, деликатно рисует аутичные наклонности Марии и неспособность поладить с внешним миром. На крупных планах Эньеди постоянно демонстрирует ее большие глаза, благодаря чему героиня становится похожа на скитающуюся по лесу лань. И это прекрасно передает темперамент женщины, воспринимающей людей как олень, который попал в свет фар.

«О теле и душе» (Testről és Lélekről)

«Русский Репортаж» / Венгрия / Режиссер: Ильдико Эньеди / В ролях: Гиза Моршани, Александра Борбей, Золтан Шнайдер, Эрвин Надь, Тамаш Йордан, Жужа Яро, Река Тенки / Премьера: 12 октября

Материалы по теме

Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus

Письмо редактора