Рецензия: «Реинкарнация» с Тони Колетт

Рецензия: «Реинкарнация» с Тони Колетт
Кадр из фильма «Реинкарнация»

Вскружив всем голову короткометражками «Кое-что странное о Джонсонах» (2011) и «Мюнхаузен» (2013), сюжеты которых были закручены на семейных обычаях, Ари Астер с дьявольской изобретательностью снова поднимает эту тему в своем леденящем душу полнометражном дебюте.

«Реинкарнация» — самый эффектный хоррор со времен «Заклятия» (2013) и «Бабадука» (2014) — поразит даже самых взыскательных поклонников жанра. Сделав ставку на атмосферу, картинку и неоднозначных персонажей, режиссер осовременил ходы, которыми славились ленты 1960–1970-х, что сразу поставило его в авангард нынешних создателей ужасов. Подбор актеров во главе с изумительной Тони Коллетт стал, безусловно, еще одной сильной стороной картины.

Самостоятельно написавший сценарий Астер ссылается на проблемы с потомством из классического «Ребенка Розмари» (1968), болезнетворное настроение «Сияния» (1980) и семейные неприятности драмы «В спальне» (2001), приправляя этот микс греческой трагедией и главами из «Демонологии для начинающих».

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Фильм начинается со сцены поминальной речи над Эллен Тейпер Лей, которую произносит ее дочь, мультимедийная художница Энни Грэхэм (Коллетт), которая очевидно не слишком тоскует по матери, — так же, как ее тихий муж Стив (Гэбриел Бирн) и сын, беззаботный любитель марихуаны Питер (Алекс Вулф). Только Чарли (Милли Шапиро), задумчивая 13-летняя девочка с копной спутанных волос и блокнотом со злобными рисунками в руках, кажется расстроенной этой смертью.

Тут-то и начинаются странности. В одной из сцен Чарли спокойно отрезает голову голубю, врезавшемуся в окно, и ведет себя совершенно невозмутимо, увидев объятую пламенем бабулю, сидящую во дворе дома. Энни вспоминает, что мать всегда увлекалась спиритизмом, а в последние годы страдала слабоумием. Поэтому сына Питера она старалась держать подальше от старушки, а вот дочь подверглась сильному влиянию бабушки, которое в конце концов приводит к трагедии. Ясно, что после этого семья Грэхэм уже никогда не будет прежней.

Энни начинает постепенно сходить с ума и так напугана, что воссоздает сцены семейных несчастий в своей мастерской с помощью миниатюрной копии дома и его прошлых и нынешних обитателей. У Питера случается кататонический ступор. Обезображенные тела, колдовские символы и мистические фразы — лишь малая часть того, с чем придется столкнуться зрителю. Оператор Павел Погожельский создал неповторимый визуальный стиль с помощью пугающих панорам, снятых в мрачном свете под непривычным углом. А зловеще грохочущие мелодии Колина Стетсона нагнетают ощущение ужаса.

Кадр из фильма «Реинкарнация»

Бирну достался самый сдержанный персонаж Стив, но он ловко передает нарастающее беспокойство человека, пытающегося совладать со всеобщей истерией. Алекс Вулф с успехом демонстрирует переход от беззаботного юноши к неустойчивому параноику. Одна из звезд бродвейского мюзикла «Матильда» Милли Шапиро великолепно исполняет роль настолько пугающего ребенка, что ее родители, надеемся, убедят юную актрису не смотреть этот фильм ближайшие несколько лет.

Но в центре всего здесь, конечно, Тони Коллетт. Разрывающая душу работа австралийской актрисы в одном из знаковых триллеров последних 20 лет «Шестое чувство» (1999) М. Найта Шьямалана осталась без внимания в пользу видящего призраков Хэйли Джоэла Осмента. Здесь же она снова показала гиперэмоциональную игру с неистовыми приступами страха и резкими переходами к безумию.

Несомненно, «Реинкарнации» не достичь коммерческих высот «Шестого чувства», но эта безукоризненная, кровожадная хоррор-фантазия, ограниченная замкнутым пространством, создана для того, чтобы стать культовой, как и ее режиссер. 

  

«Реинкарнация» (Hereditary)

«Парадиз» / США / Режиссер: Ари Астер / В ролях: Тони Коллетт, Гэбриел Бирн, Алекс Вулф, Милли Шапиро, Энн Дауд, Мэллори Бехтель / Премьера 7 июня

Материалы по теме

  • Просто красивый самолет

    19 февраля 2014 / Семен Кваша

    Последний фильм Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает» оказался более глубоким, философским и грустным, чем все предыдущие. Мечта о «просто красивом самолете» оборачивается личным несчастьем и миллионами смертей. А по-другому, кажется, и не бывает.

    Комментировать
  • Рецензия: «Двое на качелях» с Чулпан Хаматовой и Кириллом Сафроновым

    30 апреля 2015 / Эвелина Гурецкая

    Три месяца после премьеры «старый новый» маленький шедевр Галины Волчек собирает аншлаг в «Современнике» каждый раз.

    Комментировать
  • И ты, Брут?

    19 февраля 2018 / Эвелина Гурецкая

    Режиссер Юрий Грымов представил зрителям свою очередную премьеру -  сценическую версию трагедии Шекспира «Юлий Цезарь» как своего рода итог первого года  работы а качестве художественного руководителя театра «Модерн».

    Комментировать
Система Orphus

Комментарии

comments powered by Disqus